Новая декларация по налогу на прибыль («Бухгалтерское приложение», № 25, 2008 г.)

| статьи | печать

Приказом Минфина России от 05.05.2008 № 54н (текст см. в текущем номере «ЭЖ Досье») утверждены новая форма декларации по налогу на прибыль и Порядок ее заполнения. По новой форме организации обязаны отчитываться уже начиная с I полугодия 2008 г. Посмотрим, чем новая декларация отличается от предыдущей, и разберем порядок ее заполнения.

 

Основные новшества

Прежде всего следует отметить технические изменения, которые претерпели все листы декларации. В декларацию введены:

  • коды, определяющие отчетный (налоговый) период для организаций, уплачивающих налог;
  • коды представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в налоговый орган (по месту учета крупнейшего налогоплательщика, обособленного подразделения, правопреемника, налогового агента);
  • код, определяющий способ представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в налоговый орган (на бумажном носителе, по телекоммуникационным каналам связи с ЭЦП, на съемном носителе).

Некоторые листы декларации претерпели более серьезные изменения.

Так, из Листа 02 исключили сроки, отражающие порядок уплаты налога за переходный период (в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах...»).

Введена строка для отражения суммы налога, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации.

Кроме того, обращаем внимание на новую строку 200 Приложения № 1 к Листу 02 декларации, где все организации должны отражать сумму доходов, не учитываемых при определении налоговой базы.

Приложение № 2 к Листу 02 дополнено несколькими строками, предназначенными для отражения:

  • расходов на приобретение права на земельные участки;
  • стоимости чистых активов предприятия, реализованного как имущественный комплекс;
  • суммы убытка от реализации права на земельный участок, относящейся к расходам текущего отчетного (налогового) периода;
  • суммы надбавки, уплачиваемой покупателем предприятия как имущественного комплекса, относящейся к расходам текущего отчетного (налогового) периода;
  • расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, объектов незавершенного строительства и иного имущества, охрану недр и другие аналогичные работы;
  • штрафы, пени и иные санкции за нарушение договорных или долговых обязательств, возмещение причиненного ущерба.

Приложение № 3 к Листу 02 декларации дополнено строками, отражающими операции по реализации права на землю, предприятия как имущественного комплекса.

Лист 03 претерпел ряд изменений из-за введения нулевой ставки по дивидендам.

В отношении Порядка заполнения декларации необходимо отметить, что в нем дополнительно представлен механизм подачи уточненной декларации после реорганизации.

Расширен Перечень имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования, содержащийся в Приложении № 3 к Порядку, за счет включения в него следующих наименований полученных средств:

  • средства, полученные из иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», по перечню, утверждаемому Правительством РФ (код 060);
  • отчисления на формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами (код 141);
  • денежные средства, полученные некоммерческими организациями на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (код 321);
  • денежные средства, полученные некоммерческими организациями — собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (код 322);
  • денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (код 323).

 

Порядок заполнения декларации

Рассмотрим основные принципы заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль.

Напомним, что эта декларация составляется нарастающим итогом с начала года. Все стоимостные показатели декларации надо указывать в полных рублях.

Объем годовой декларации по налогу на прибыль несколько больше, чем декларации, заполняемой по итогам отчетных периодов. Итак, организации обязательно должны представить:

  • Лист 01 (титульный лист);
  • Раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика» (подраздел 1.1);
  • Лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций» и приложения к нему: № 1 «Доходы от реализации и внереализационные доходы»; № 2 «Расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам».

Подраздел 1.2 Раздела 1 не включается в состав декларации за налоговый период.

Приложение № 4 к Листу 02 включается в состав декларации только за I квартал и налоговый период.

 

Остальные приложения к Листу 02 и другие листы декларации представляются только в том случае, если у налогоплательщика в 2008 г. были соответствующие операции.

Основным листом декларации является Лист 02. В нем налогоплательщики определяют налоговую базу и сумму налога на прибыль, которую нужно уплатить по итогам налогового периода. Этот Лист заполняется после того, как составлены все необходимые приложения.

К Листу 02 декларации предусмотрены следующие коды по реквизиту «Признак налогоплательщика (код)»:

1 — организация, не относящаяся к указанным по кодам 2 и 3;

2 — сельскохозяйственный товаропроизводитель;

3 — резидент особой экономической зоны.

Пример заполнения декларации

Порядок заполнения декларации за полугодие 2008 г. рассмотрим на примере следующей ситуации.

 

ПРИМЕР

ОАО «Альфа» ведет производственную и торговую деятельность. Организация уплачивает ежемесячные авансовые платежи в общем порядке с последующим квартальным перерасчетом. Доходы и расходы ОАО «Альфа» определяет по методу начисления.

В I квартале 2008 г. организация уплатила платежи на сумму 36 000 руб., в том числе в федеральный бюджет — 9750 руб., в региональный — 26 250 руб.

Доходы ОАО «Альфа» за полугодие 2008 г. представлены в таблице 1, расходы (включая убытки) — в таблице 2.

Приложение № 1

Заполнение декларации начнем с Приложения № 1 к Листу 02. При этом будут использоваться данные таблицы 1.

Выручка от реализации товаров собственного производства в размере 6 000 000 руб. отражается по строке 011 этого Приложения.

В строке 012 указывается выручка от реализации покупных товаров — 1 800 000 руб.

Выручка от реализации имущественных прав отражается в строке 013. Организация реализовала принадлежащую ей долю в ООО «Бета» за 330 000 руб. и право требования долга другой организации как финансовой услуги за 200 000 руб. Итого – 530 000 руб.

ОАО «Альфа» реализовало остатки неиспользованных строительных материалов, ранее приобретенных для проведения ремонтных работ, на сумму 70 000 руб. Эта величина включается в строку 014.

Кроме того, организация сдает в аренду часть своих офисных помещений. Доход от этих операций составил 50 000 руб. В учетной политике для целей налогообложения ОАО «Альфа» установило, что такие доходы являются доходами от реализации, определяемыми на основании ст. 249 НК РФ.

Однако в Приложении № 1 не содержится расшифровывающей строки, предназначенной для отражения операций по сдаче в аренду помещений. Поэтому сумма 50 000 руб. включается лишь в итоговую строку 010. Значение этой строки определяется так:

6 000 000 руб. + 1 800 000 руб. + 530 000 руб. + 70 000 руб. + 50 000 руб. = 8 450 000 руб.

Выручка от реализации амортизируемого имущества, права требования долга, а также выручка, полученная от деятельности столовой, фиксируется в Приложении № 3. Показатель строки 340 этого Приложения (3 450 000 руб.) переносится в строку 030 Приложения № 1. О том, как сформирован этот показатель, см. далее.

У ОАО «Альфа» были внереализационные доходы в виде:

  • стоимости материалов, полученных от ликвидации выведенного из эксплуатации производственного оборудования, — 21 000 руб.;
  • процентов, начисленных банком по остаткам денежных средств на расчетном счете, — 2300 руб.;
  • признанных контрагентами штрафов за нарушение условий хозяйственных договоров — 6500 руб.

Общая сумма внереализационных доходов вписывается в строку 100 Приложения № 1:

21 000 руб. + 2300 руб. + 6500 руб. = 29 800 руб.

В строке 102 показывается внереализационный доход в виде стоимости материалов, полученных от ликвидации выведенного из эксплуатации оборудования (21 000 руб.).

 

Приложение № 2

После Приложения № 1 бухгалтер организации, используя данные таблицы 2, заполняет Приложение № 2 к Листу 02.

В строке 010 Приложения № 2 отражается сумма прямых расходов налогоплательщика, относящихся к реализованной продукции, — 5 281 200 руб. Данная величина включает:

  • стоимость использованных в производстве сырья и материалов — 4 214 000 руб.;
  • оплату труда сотрудников, занятых в производстве, — 620 000 руб.;
  • суммы ЕСН и страховых взносов в Пенсионный фонд, начисленных на выплаты этим работникам, — 74 400 и 86 800 руб. соответственно;
  • сумму начисленной амортизации по производственному оборудованию — 286 000 руб.

В строку 020 налогоплательщик вписывает величину прямых расходов по торговой деятельности в общей сумме 1 920 000 руб., которая сложилась:

  • из стоимости покупных товаров — 1 860 000 руб.;
  • транспортных расходов — 60 000 руб.

Стоимость покупных товаров (1 860 000 руб.) отдельно указывается по строке 030 Приложения № 2.

Общая сумма косвенных расходов, относящихся к производственной и торговой деятельности, отражается в строке 040 — 881 300 руб. Она включает в себя:

  • оплату труда персонала, не участвующего в процессе производства, а также суммы ЕСН и начисленных на них страховых взносов в ПФР — 130 000, 15 600 и 18 200 руб. соответственно;
  • расходы на научные исследования — 32500 руб.;
  • амортизационную премию по основным средствам, введенным в эксплуатацию в 2008 г., — 26 000 руб.;
  • сумму амортизации, которая начислена по используемому в производственной деятельности имуществу и относится к косвенным расходам, — 154 000 руб.;
  • расходы на оплату услуг сторонних организаций — 100 000 руб.;
  • сумму начисленного налога на имущество — 120 000 руб.;
  • оплату труда персонала, участвующего в торговой деятельности, а также суммы ЕСН и начисленных на них страховых взносов в ПФР — 170 000 руб., 20 400 руб. и 23 800 руб. соответственно;
  • амортизацию, начисленную по объектам, которые используются для ведения торговой деятельности, — 65 000 руб.;
  • стоимость списанных в производство материалов, полученных от ликвидации оборудования, — 5800 руб.

Из расшифровочных строк налогоплательщику надо заполнить только строки 041, 042 и 044.

В строку 041 вписывается сумма начисленного налога на имущество — 120 000 руб.

По строке 042 указывается сумма затрат на научные исследования, давшие положительный результат, рассчитанная исходя из срока признания расходов, — 32 500 руб.

Величина амортизационной премии (26 000 руб.) расшифровывается в строке 044.

Поскольку операция по реализации доли в уставном капитале ООО «Бета» является прибыльной, в строке 055 налогоплательщик указывает всю сумму, за которую он приобрел эту долю, — 500 000 руб.

Стоимость реализованных строительных материалов (65 000 руб.) вписывается в строку 060.

За полугодие 2008 г. ОАО «Альфа» осуществило внереализационные расходы в виде:

  • оплаты услуг банка — 44 400 руб.;
  • признанных организацией штрафов за нарушение условий оплаты поставленных материалов — 4400 руб.

Общая сумма указанных расходов (48 800 руб.) отражается в строке 200 Приложения № 2. Сумма штрафов показывается и отдельно по строке 205.

Приложение № 2 содержит строку для отражения суммы убытка от реализации амортизируемого имущества. Поскольку в ОАО «Альфа» имела место реализация основных средств, необходимо определить финансовый результат от реализации. Для этого используется Приложение № 3.

 

Приложение № 3

В Приложении № 3 отражаются операции, убытки по которым учитываются при налогообложении прибыли в особом порядке.

ОАО «Альфа» за полугодие 2008 г. осуществило ряд таких операций.

 

Расчет финансового результата от реализации амортизируемого имущества проведен в таблице 3.

Оставшийся срок полезного использования мебели на момент реализации составляет 13 месяцев. Поэтому за полугодие 2008 г. ОАО «Альфа» вправе учесть только часть убытка в размере 1538 руб. (10 000 руб. : 13 мес. x 2 мес.). Эта величина вписывается в строку 100 Приложения № 2.

Теперь мы можем рассчитать общую сумму расходов, связанных с производством и реализацией, которая отражается в строке 130 Приложения № 2. Эта величина определяется таким образом:

5 281 200 руб. + 1 920 000 руб. + 881 300 руб. + 500 000 руб. + 65 000 руб. + 1538 руб. = 8 649 038 руб.

В Приложении № 3 указанные операции отражаются следующим образом.

В строке 010 проставляется количество сделок (а точнее, объектов) по реализации амортизируемого имущества — 2. Убыточной является только операция по продаже мебели, поэтому в строку 020 вписывается 1.

Общая величина выручки от реализации амортизируемого имущества равна 35 000 руб. (15 000 руб. + 20 000 руб.). Эта сумма показывается по строке 030. А в строку 040 налогоплательщик записывает остаточную стоимость этих объектов и расходы, связанные с их реализацией, — 44 000 руб. (13 500 руб. + 500 руб. + 30 000 руб.).

Прибыль и убыток от реализации объектов отражаются в Приложении № 3 раздельно:

  • по строке 050 — прибыль от реализации станка в размере 1000 руб.;
  • по строке 060 — убыток от продажи мебели в сумме 10 000 руб.

Помимо операций, связанных с продажей амортизируемого имущества, ОАО «Альфа» в мае 2008 г. реализовало третьему лицу право требования долга, ранее приобретенное у другой организации за 180 000 руб. Выручка от продажи в сумме 175 000 руб. отражается по строке 070, а стоимость реализованного права требования — по строке 080.

Убыток, полученный от этой операции, не учитывается для целей налогообложения прибыли на основании п. 3 ст. 279 НК РФ. Его величина вписывается в строку 090 — 5000 руб.

ОАО «Альфа» имеет столовую. За полугодие 2008 г. выручка от деятельности столовой составила 240 000 руб., а расходы — 350 000 руб. Таким образом, от деятельности столовой получен убыток 110 000 руб. (350 000 руб. – 240 000 руб.). В целях налогообложения он не учитывается, поскольку организация не выполнила условия, предусмотренные ст. 275.1 НК РФ (110 000 руб.).

В Приложении № 3 указанные показатели записываются в строках 180, 190, 200 и 201 соответственно.

Цена приобретения имущественного комплекса составляет 2 000 000 руб. и отражается в строке 300.

Стоимость чистых активов предприятия, приобретенного как имущественный комплекс, составила 3 000 000 руб. (строка 310).

Скидка, получаемая покупателем, составила 1 000 000 руб. (строка 330).

Итоговые величины выручки и расходов по операциям, отраженным в Приложении № 3, соответственно рассчитываются в строках 340 и 350:

35 000 руб. + 175 000 руб. + 240 000 руб. + 3 000 000 руб. = 3 450 000 руб. (строка 340);

44 000 руб. + 180 000 руб. + 350 000 руб. + 2 000 000 руб. = 2 574 000 руб. (строка 350).

В строке 360 Приложения № 3 отражается сумма убытка по этим операциям:

10 000 руб. + 5000 руб. + 110 000 руб. = 125 000 руб.

Данная величина переносится в строку 050 Листа 02 декларации. Таким образом, происходит восстановление убытка в налоговом учете.

 

Расчет налоговой базы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, осуществляется в Листе 05. Для условий нашего примера в этом Листе отражаются: доход от реализации ценной бумаги — 2000 руб. (строка 010), расходы по ее приобретению — 1500 руб. (строка 030). Сумма отклонения от рыночной цены (строка 020) составляет 10 руб. Налоговая база — 510 руб.

 

После того как сформированы показатели приложений № 1, 2 и 3, бухгалтер ОАО «Альфа» может приступить к заполнению Листа 02.

Лист 2

Данные о доходах и расходах в строки 010, 020, 030 и 040 Листа 02 переносятся из итоговых строк приложений № 1 и 2.

В строке 060 налогоплательщик показывает результат финансово-хозяйственной деятельности за налоговый период с учетом восстанавливаемого убытка, отраженного по строке 360 Приложения № 3, и строки 100 Листа 02.

Из суммы исчисленного налога соответственно в федеральный бюджет и субъекты Российской Федерации (211 736 руб. и 570 057 руб.) вычитается величина ранее начисленных авансовых платежей (21 125 руб. и 56 875 руб.). Полученное значение (190 611 руб. и 513 182 руб.) вписывается соответственно в строки 270 и 271 Листа 02.

По бюджетам эта сумма распределяется в подразделе 1.1 Разд. 1 (фрагмент подраздела 1.1 Разд. 1 см. в табл. 4).