Порядок расследования аварий на опасных объектах обновился

| статьи | печать

В конце мая Минюст России зарегистрировал Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Служба) от 23.04.2008 № 261 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (РД-03-28-2008) (далее — Порядок).

Новый акт вступает в силу с 15.06.2008, одновременно прекратит свое действие принятый еще в 1999 г. Приказ Службы (именуемой в то время Госгортехнадзором) от 08.06.99 № 40 «Об утверждении Положения о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах» (РД-03-293-99) (далее — Положение).

Напомним, что разработка Порядка расследования аварий предусмотрена рядом федеральных законов, например от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 21.11.95 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», от 26.03.2903 «Об электроэнергетике», от 21.07.97 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений, от 09.01.96

№ 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и Градостроительным кодексом РФ.

Порядок определяет процедуру проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Службе, эксплуатируемых организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности на территории России, в том числе оформления, регистрации, учета и анализа материалов проведенного технического расследования.

Сказать о том, что Порядок полностью дублирует своего предшественника, невозможно, поскольку он имеет ряд существенных отличий, преимуществ и новелл. К последним можно отнести применение Порядка не только при авариях, но и при инцидентах.

В отличие от Положения Порядок имеет 2 самостоятельных раздела, один из которых касается объектов атомной энергетики, ввиду того что в отношении таких объектов установлены повышенные требования к безопасности, другой посвящен аварийному сверхнормативному загрязнению окружающей среды, произошедшему на упомянутых опасных объектах. К Порядку прилагаются образцы документов, которые оформляются в процессе работы комиссии.

Следует отметить, что чиновники более тщательно подошли к вопросу классификации аварий. В Порядке определены документы, к которым следует обращаться комиссии для определения уровня опасности произошедшего инцидента или аварии с оценкой возможных последствий.

В Порядке, так же как и в Положении, содержится перечень мероприятий, проведение которых лежит на плечах организаций всех форм собственности, в ведении которых находятся и/или эксплуатируются опасные объекты.

Новеллой является принятие мер по защите собственности организации и третьих лиц от воздействия негативных последствий аварии. Остальные мероприятия сохранены, но дополнены конкретизирующими положениями: в какой орган обращаться для информирования об инциденте или аварии; что делать, если невозможно сохранить обстановку на месте аварии, и т.д.

Обращаем внимание, что игнорирование мероприятий повлечет ответственность организаций и руководителей, их возглавляющих, в соответствии со ст. 20.6 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.