Из-под топота копыт

| статьи | печать

Лошадь сопровождает человека многие тысячи лет. Даже мощность самых современных автомобилей по привычке измеряют в лошадиных силах. Однако в республиках Северного Кавказа, где слово «джигит» ассоциируется в первую очередь с конным всадником, к возрождению коневодства относятся неоднозначно.

 

Самая выгодная отрасль

На предприятиях агропромышленного комплекса Северной Осетии насчитывается 411 лошадей. Прирост поголовья по сравнению с 2006 г. составил 91%. За короткое время созданы новые предприятия малого бизнеса, которые взяли курс на развитие коневодческой отрасли.

По словам замминистра сельского хозяйства и продовольствия республики Николая Добаева, положительный результат очевиден, «но нас это пока не удовлетворяет. На сельхозпредприятиях всех форм собственности должно быть не менее 4 тыс. лошадей. Раньше так и было, но из-за материальных трудностей хозяйства стали сдавать животных на мясо и решать таким образом финансовые проблемы».

В настоящее время в Северной Осетии есть люди, которые занимаются табунным коневодством. Со стороны федеральных властей на это предусмотрены субсидии, однако пока владельцы табунов не получают государственную поддержку.

По мнению Н. Добаева, причина кроется в том, что конезаводчики не отчитываются перед органами государственной статистики и, следовательно, не могут рассчитывать на помощь. «Недавно в министерстве состоялась встреча с этими предпринимателями, — сообщил чиновник. — Мы обстоятельно поговорили обо всех проблемах, которые имеются у коневодов, и сообща решили работать над всеми вопросами. Для развития табунного коневодства у нас имеются все возможности: мы располагаем обширными пастбищами в предгорной зоне республики, обеспечим животных надежной кормовой базой».

Замминистра привел данные о том, что табунное коневодство является самой экономически выгодной отраслью пастбищного животноводства. Если взять за 100% себестоимость производства говядины, то во всех регионах страны в хозяйствах с развитым табунным коневодством себестоимость мяса — конины — в 2—5 раз ниже. Уровень производственной рентабельности составляет от 36 до 184%. Помимо этого, считает Н. Добаев, лошади являются большим подспорьем для фермерских хозяйств, в личных подворьях граждан на селе, особенно в наше время, когда с космической скоростью растут цены на ГСМ.

С недавних пор в республике функционирует сельхозпредприятие «Весна», где имеется 200 голов лошадей. А в Беслане находится прославленный конный завод «Бесланский» им. Алибека Кантемирова. Там содержатся более 60 кобылиц с высоким генетическим происхождением. В период проведения рыночных реформ завод оказался в сложной экономической ситуации, но в настоящее время появились перспективы его дальнейшего развития.

«Перед нами стоит задача подобрать на завод кандидатуру грамотного руководителя, который сможет решить имеющиеся проблемы с обеспечением людей заработной платой, наладить кормовую базу, спортивную работу со скакунами и решить кадровые вопросы, связанные с подбором специалистов в коневодческой отрасли. Только так сможем вернуть заводу былую славу», — подчеркнул Н. Добаев.

 

Кризис перепроизводства

В отличие от Северной Осетии в Кабардино-Балкарии ситуация совершенно иная. «Если в начале 90-х мы били тревогу по поводу того, что кабардинская порода лошадей находится на грани исчезновения, то сейчас ей грозит новая катастрофическая ситуация — кризис перепроизводства», — признался журналистам фермер-конезаводчик, вице-президент Федерации конного спорта и коневладельцев, главный тренер совета по конным пробегам Федерации конного спорта РФ Ибрагим Яганов.

По его данным, к началу 90-х гг. в республике оставалось около 300 племенных конематок кабардинской породы лошадей. Однако за 15 лет конезаводчикам-энтузиастам удалось добиться серьезных результатов. Так, в 2007 г. только приплод составил около 1 тыс. голов. В Кабардино-Балкарии появилось 2 крупных конезавода, продолжает действовать десяток крупных фермерских хозяйств, занятых выращиванием лошадей этой породы.

И. Яганов сообщил, что в 2007 г. минсельхоз республики заключил контракт со Всероссийским научно-исследовательским институтом коневодства на проведение экспедиций по бонитировке (регистрации) лошадей кабардинской породы. На эту работу государство выделило 2,1 млн руб. В результате на территории Кабардино-Балкарии было зарегистрировано 600 коней кабардинской породы и 200 — англо-кабардинской. Кроме этого, бонитировку прошло около 50 голов кабардинских лошадей, которые разведены в Польше, Словакии и Германии.

По словам И. Яганова, сейчас кабардинские лошади являются в России лидерами по конным пробегам, однако «рынок лошадей кабардинской породы развит слабо, и в ближайшие несколько лет ситуация может стать катастрофической. По предварительным данным, кризис может наступить уже к 2010 г. в связи с перепроизводством породистых лошадей, когда их поголовье в Кабардино-Балкарии вырастет до 2,5—3 тыс. Это приведет к падению не только качества, но и цены, которая может опуститься до уровня мяса».

Главный тренер считает, что без серьезной поддержки государства, которое могло бы организовывать рынок сбыта для породистых лошадей, здесь не обойтись. Например, чтобы выставить лошадей в Москве на ВВЦ, конезаводчик должен заплатить за одно место около 3 тыс. долл.

«Сельская семья могла бы взять на конезаводе породистого жеребца для подготовки его к пробегу в домашних условиях, — заметил И. Яганов. — Это было бы экономически выгодно (при себестоимости неподготовленной лошади в 2 тыс. долл. ее затем можно продать за 5 тыс.). Однако этому препятствуют те же проблемы спроса, отсутствие рынка сбыта».

В Чегемском районе республики есть пищевой комбинат, принимающий мясо лошадей, но массового спроса на него в регионе нет. При этом, правда, лошадей в Кабардино-Балкарии чаще всего воруют именно с целью продажи на мясо. Причем известны случаи, когда воры продавали за бесценок элитных лошадей стоимостью до нескольких тысяч долларов.