Автострахование скособочило

| статьи | печать

В начале мая ФССН представила отчет о работе страховых компаний за I квартал 2008 года. Общие сборы премий по ОСАГО составили за истекший период 16 958 129 тыс. руб., выплаты достигли 11 036 863 тыс. руб. Напомним, за весь 2007 г. премии по ОСАГО составили 72 477 968 тыс. руб., а выплаты — 41 106 683 тыс. руб. Таким образом, по результату I квартала тенденция опережающего роста выплат относительно сбора премий сохраняется.

 

Впервой тройке страховщиков изменений не произошло, да и в целом в десятке «топов» по сбору премий остались те же компании, что лидировали по результатам прошлого года. Разве что Военно-страховая компания поднялась с 9-го места на 4-е, «Спасские Ворота» с 10-го на 8-е, а «Росгосстрах-Сибирь» и «Росгосстрах-Поволжье», напротив, сместились строчками ниже (см. табл. 1).

Если смотреть по соотношению премий/выплат по областям и регионам, то видно, что ОСАГО продолжает быть крайне несбалансированным: где-то выплаты превышают или равняются премиям, где-то, наоборот, не достигают и 45% от сборов (см. табл. 2).

Несмотря на наличие убыточных регионов и продолжающийся рост выплат по отношению к премиям, ОСАГО в I квартале 2008 г. все еще было доходным видом страхового бизнеса: в целом выплаты составили 65% от премий, то есть премии превысили выплаты в 1,53 раза. За чей же счет происходил этот банкет? Как обычно, за счет высоких тарифов в столицах. Москвичи (и примкнувшие к ним «понаехавшие» клерки на автомобилях в кредит), а также жители Санкт-Петербурга продолжали платить повышенные тарифы по ОСАГО, давая федеральным страховщикам возможность маневра на убыточных территориях.

В Москве выплаты по ОСАГО в I квартале составили 43% от премий, в Санкт-Петербурге — 46,8%. В абсолютных цифрах 3 633 695 тыс. руб. превышения премий над выплатами из общего превышения в 5 921 266 тыс. руб. было обеспечено жителями двух столичных районов.

Ростовская, Самарская, Саратовская, Новосибирская области, Краснодарский край, Красноярский край и некоторые другие регионы тоже дотировали страховщиков по ОСАГО, но их вклад оказался значительно меньше (в среднем порядка 50—100 млн рублей «в плюс»). Тем временем расслоение на убыточные и прибыльные районы по ОСАГО продолжается: в Татарстане, Челябинской, Курганской, Костромской, Вологодской областях выплаты вплотную приблизились к объему собираемых премий.

Можно сказать, что такое перекошенное в разные стороны ОСАГО не выгодно ни автолюбителям, ни страховщикам и что тарифы надо считать тщательнее. Кроме того, по-прежнему толком не работает система «бонус-малус», по которой аварийные «лихачи» должны были платить повышенные тарифы, а аккуратные водители — пониженные.

Сейчас она де-факто действует только в пределах какой-либо одной страховой компании, поскольку общая база данных по страхователям находится еще в процессе разработки в РСА. При переходе из одной страховой компании в другую сведения о водителе теряются, и «бонус-малус» не срабатывает. Снижающаяся выгодность ОСАГО для страховщиков должна бы заставить их предпринять усилия по минимизации своих убытков, в том числе за счет более аккуратной и точной работы со страхователями, что невозможно без объединенной базы данных по всем страхователям и по всем регионам. На дворе XXI век, а у нас человек при переезде из одного города в другой по-прежнему словно рождается заново.

Вопросом пересчета тарифов ВСС и РСА озаботились давно и теперь пытаются озаботить им Минфин. Вице-президент РСА Андрей Батуркин еще в 2007 г. говорил, что, если тарифы не пересмотреть, рынок ОСАГО может стать «рынком массовых захоронений» (страховщиков, имелось в виду). Вероятнее всего, рынок услышит о новых тарифах еще до конца этого года. Однако в длительной перспективе для ОСАГО важнее добиться эффективной работы единого центра по расчетам между страховыми компаниями и общей базы данных по страхователям, созданием которой РСА занимается слишком неторопливо.