За границу на своих четырех

| статьи | печать

В текущем году Закон об ОСАГО, как известно, подвергается значительным изменениям. Часть поправок, направленная на «разворот» ОСАГО лицом к страхователю и повышение ответственности страховщиков, вступила в силу с 01.03.2008. Недавно, 13.04.2008, вступили в силу ответные поправки, направленные на повышение дисциплины страхователей.

Если поправки в Закон об ОСАГО, вступившие в силу с начала марта, увеличивали лимит выплат (до 160 тыс. руб. на каждого пострадавшего в ДТП) и вводили пени за задержку выплат по страховому случаю, то нормы, начавшие действовать в апреле, скорее направлены на облегчение работы страховщиков. Так, прежде страховщик мог изменять условия договора ОСАГО только путем выдачи нового полиса (с внесенными изменениями). Теперь изменения можно внести в уже выданные полисы ОСАГО (в поле «Особые отметки»).

Кроме того, из правил изъята возможность потерпевшего самостоятельно организовывать независимую экспертизу, игнорируя направление от страховщика (п. 45). Впрочем, если страховщик не обеспечит проведение экспертизы в течение 5 дней, право на самостоятельную экспертизу возвращается к страхователю.

Также в правилах изменен порядок досрочного прекращения договора страхования. В случае «отказа страхователя от договора» часть страховой премии не возвращается (п. 34). Теперь, чтобы расторгнуть договор ОСАГО и получить часть премии, страхователь должен представить документы, подтверждающие прекращение страхового риска по договору или факт продажи автомобиля.

Но самые долгожданные изменения в автостраховании запланировананы на 01.07.2008 и 01.12.2008. С начала июля страхователь сможет обратиться за выплатой по ОСАГО к своему страховщику (при условии что в дорожно-транспортном происшествии причинен вред только имуществу и ДТП произошло при участии 2 транспортных средств, причем оба водителя застрахованы по ОСАГО). С наступлением же зимы водители смогут оформлять ДТП без участия сотрудников ГИБДД (при соблюдении тех же условий, а размер выплаты в этом случае не может превышать 25 тыс. руб.).

При этом обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП и/или определение характера и перечня видимых повреждений транспортных средств не должны вызывать разногласий у участников аварии. Если же им не удастся договориться на месте, оформлением займутся сотрудники милиции.

Еще одна ожидаемая радость — вступление России в систему «Зеленая карта». Решение об этом скорее всего будет принято на общем собрании членов системы в Лиссабоне 29 мая этого года. Если оно окажется положительным, Россия сможет начать операции в рамках международной системы обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев «Зеленая карта» уже с 1 января 2009 г.

Напомним, международная система «Зеленая карта» существует с 1951 г. Основной ее целью является урегулирование претензий пострадавших в ДТП, совершенных при участии иностранных владельцев транспортных средств, в соответствии с национальным законодательством страны происшествия. Таким образом, система будет покрывать ответственность российских владельцев транспортных средств при поездке за границу.

В настоящее время в систему входят 44 страны, в том числе все европейские государства, Израиль, Марокко, Тунис, Иран, а также Украина и Белоруссия. Тарифы на российские полисы и правила страхования в системе «Зеленой карты» будут разрабатываться специальной рабочей группой при РСА, после чего документ отправится на утверждение в Минфин РФ.

С учетом постоянно дорожающих билетов на поезда дальнего следования собственный автомобиль может стать прекрасной альтернативой в путешествиях за границу как для аэрофобов, так и просто для граждан, предпочитающих путешествовать по своей программе.

 

К СВЕДЕНИЮ

В Госдуму внесен законопроект, приостанавливающий до 31 декабря 2008 г. право таможенников проверять наличие полисов ОСАГО у автомобилистов, въезжающих в Россию. В соответствии с предложенной поправкой в ст. 32 Закона об ОСАГО таможня временно лишится полномочий по контролю за исполнением автомобилистами обязанности по страхованию своей гражданской ответственности при въезде транспортных средств на территорию РФ.

В полной мере такой контроль со стороны таможенных органов будет возможен с 01.01.2009, то есть с даты предполагаемого присоединения Российского союза автостраховщиков (РСА) к международной системе страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зеленая карта». С этого времени полисы «Зеленая карта», купленные владельцами автомобилей, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории РФ, будут признаваться действительными.

Неизвестно, правда, сможет ли законопроект пройти все необходимые чтения до того, как наступит 31 декабря 2008 г., чтобы иностранные автомобилисты успели воспользоваться поблажкой: многие законопроекты рассматриваются в Госдуме годами. Пока иностранным автомобилистам по-прежнему требуется покупать российский полис ОСАГО при пересечении границ РФ.