В ожидании золотой лихорадки

| статьи | печать

На рынок реального страхования жизни в России выходят крупные западные страховщики. Каждый завоеванный процент рынка сейчас обернется миллиардами прибылей в будущем, когда рынок дорастет до прогнозируемого уровня. Битва уже началась.

В 2006 г. рынок страхования жизни достиг своего минимума: его общий объем упал с 25,3 млрд руб. в 2005 г. до 16,0 млрд руб. Одновременно произошла резкая смена лидеров: если в 2005 г. первую десятку возглавляли «СК Трансгарант», «Национальная страховая группа» и «РЕСО-Гарантия», то в 2006-м это были «Капиталъ Страхование Жизни», «Русский стандарт Страхование» и «AIG Россия».

На лидирующие позиции вышли компании, занимающиеся реальным страхованием жизни. В 2007 г. структурирование продолжилось. Ведь этот сегмент является наиболее интересным для пришедших на российский рынок крупных западных компаний. В реальном страховании стало заметно не только кэптивное (обслуживающее интересы учредителей). Если в 2005 г. оно достигло 66% рынка страхования жизни, то в 2007-м, по прогнозам экспертов, составит лишь 43%, розничное — порядка 32, а страхование жизни заемщиков — около 24% (по сравнению с 18 и 16% соответственно в 2005 г.).

В начале 2007 г. рейтинговое агентство Fitch предрекало рост рынка реального страхования жизни на 40—50% в течение этого года и пары последующих лет. Статистические данные за первые 9 месяцев нынешнего года это предсказание полностью оправдали: прирост премий за данный период составил 50,4% по сравнению с прошлым годом.

Недаром крупные иностранные страховщики, пришедшие в последнее время на российский рынок, настроены оптимистично и активно набирают пакеты. У каждого из трех основных сегментов рынка реального страхования жизни есть свои «точки роста»: бурное развитие ипотеки тянет за собой развитие страхования жизни заемщиков, рынок кэптивного страхования ждет вступления в силу стимулирующих поправок в Налоговый кодекс.

Розничное страхование, хотя и остается самым проблемным сегментом рынка страхования жизни, тем не менее, оценивается страховщиками как самое перспективное. По опросу, проведенному экспертами, иностранные компании оценивают будущее нашего рынка страхования оптимистичнее российских.

Рынок страхования жизни воспринимается крупными страховыми компаниями как поле сражения, где надо биться «здесь и сейчас». Те, кому удастся в ближайшие год-два занять лидирующие позиции, обеспечат себе громадную фору на будущее. А будущее реального страхования жизни эксперты, особенно западные, незнакомые с особенностями национального менталитета, оценивают крайне позитивно (вплоть до того, что рынок страхования жизни займет когда-нибудь до 50% от общего объема рынка).

Основные игроки уже определились: это «АВИВА», «АИГ Лайф», «Ингосстрах-Жизнь», «Росгосстрах-Жизнь», «Альянс РОСНО Жизнь», «Чешская страховая компания», «Капиталъ Страхование Жизни». На рынке корпоративного страхования заметны «Эйс Жизнь Страхование» и «ЭРГО Жизнь». По мнению экспертов, наибольший потенциал роста в течение ближайших трех лет имеют, по мере возрастания, «Ингосстрах-Жизнь», «Альянс РОСНО Жизнь», «Росгосстрах-Жизнь», «АВИВА» и «АИГ Лайф».

Битва титанов на рынке корпоративного страхования жизни уже привела к значительному снижению тарифов. По словам генерального директора «Эйс Жизнь Страхование» Антона Кушнера, снижение тарифов в этом сегменте доходит до демпинга. Одновременно заметна тенденция увеличения страховых сумм (2—3 зарплаты на застрахованного) и элементов покрытия (страховых рисков, включаемых в программу). В области страхования жизни сейчас происходит нечто похожее на клондайкскую золотую лихорадку: каждый игрок старается застолбить за собой максимальный «участок» на перспективном рынке и готов ради этого на многое.