Соло для бизнеса с оркестром власти

| статьи | печать

Подавляющее большинство российских предпринимателей оптимистично оценивают состояние своего бизнеса в уходящем году. В унисон с мнением собственников и менеджеров компаний звучат позитивные цифры макроэкономической статистики. Но вот причины столь успешного развития экономики бизнесмены и официальные органы слышат совершенно по-разному…

Оптимистичный настрой отечественного бизнеса наглядно демонстрируют результаты 3 исследований, отражающих мнения более 7 тысяч владельцев и руководителей малых, средних и крупных предприятий (подробнее см. на стр. 4).

В масштабном опросе «ОПОРЫ» интегральный индекс, показывающий состояние малого бизнеса, имеет положительное значение для большей части субъектов Федерации (депрессивная картина наблюдается лишь в 27 регионах). Преобладающая часть директоров средних предприятий, отвечавших на вопросы экспертов Высшей школы экономики и Колумбийского университета (США), отметили заметный рост объемов реализации. Более половины (53%) топ-менеджеров крупных компаний, участвовавших в исследовании РСПП, считают, что их дело развивается успешно.

Позитивную оценку предпринимателей подтверждают данные официальной статистики. Рост ВВП за январь — октябрь нынешнего года составил 7,4%, индекс инвестиций в основной капитал почти на 10 процентных пунктов обогнал прошлогодние показатели и вышел на отметку 120,9%.

Сальдированный финансовый результат, в свою очередь, оставил позади показатели капиталовложений. Темпы его прироста составили 21,4%. Прибыль отечественных компаний за минусом убытков превысила 3,4 трлн руб.

Причем львиную долю денег получили обрабатывающие производства (1,27 трлн руб.). Добывающему сектору экономики досталось в 2 раза меньше — 620,5 млрд, предприятиям транспорта и связи — 464,6 млрд, строительным организациям — 58,5 млрд.

Однако гармония мажорных мотивов бизнеса и власти превращается в скрипучий диссонанс, когда речь заходит о причинах столь внушительных достижений отечественной экономики.

Все 3 исследования наглядно показали, что собственники и руководители компаний уверены: своих успехов им удалось добиться не благодаря, а вопреки условиям хозяйствования, которые создает государство.

Менеджеры малых предприятий оценивают деятельность властей умеренно равнодушно с превалированием негативных значений. Общее мнение руководителей средних фирм об органах власти находится чуть ниже отметки «удовлетворительно». А руководители крупных компаний считают, что государственная экономическая политика осуществляется не в интересах бизнеса в целом, а в пользу отдельных финансово-промышленных группировок (позволим себе предположить, что им это известно наверняка).

Парадокс заключается в том, что предприниматели, работающие на всех этажах реальной экономики, дают низкую оценку действиям власти на фоне многомиллиардных, постоянно увеличивающихся сумм, которые держава вкладывает в формирование институтов развития и создание благоприятной бизнес-среды.

Конечно, при любых условиях найдутся владельцы и менеджеры компаний, которые будут ими недовольны, но негативная оценка деятельности государства, сделанная большей частью предпринимателей, — это уже не звонок, а рев пароходной трубы.

На встрече с президиумом Торгово-промышленной палаты России Глава государства отметил, что необходимо увеличивать ее роль как самого авторитетного объединения бизнеса, располагающего 172 территориальными подразделениями во всех субъектах Федерации. По словам президента ТПП Евгения Примакова, такой разветвленной региональной сетью не располагает ни одна политическая партия (подробнее см. на стр. 3).

Следует шире, по оценке Владимира Путина, использовать механизмы саморегулирования. Бизнес-объединения согласно недавно принятому Закону о СРО могут оспаривать любые решения госорганов, нарушающие интересы их членов, активно заниматься разработкой стандартов предпринимательской деятельности, бороться за демонополизацию региональных и муниципальных рынков.

Власть в очередной раз приглашает предпринимателей к сотрудничеству, включиться в выработку тех самых условий ведения бизнеса, которыми он так недоволен сейчас. Однако открытым пока остается самый важный вопрос: какую партию дадут сыграть предпринимателям на этот раз? Бизнесу нужна не ария, по выражению участников исследований, «тугого кошелька», а роль равноправного партнера, локомотива развития экономики и общества.