Две ипостаси накладной

| статьи | печать

 Продавец и покупатель являются коммерческими организациями.

1. Могут ли они не заключать договоры купли-продажи, если доверяют друг другу?

2. Достаточно ли покупателю для признания своих расходов счета (факса), а также накладной и счета-фактуры (подлинников)?

Б. Мармаров

 

1 Понятие «договор купли-продажи» имеет два значения.

Из ст. 454 ГК РФ с учетом иных положений данного Кодекса следует, что названный договор — это двухсторонняя сделка, при которой одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), которая обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Кроме того, исходя из ст. 434 ГК РФ можно сделать вывод о том, что под договором купли-продажи можно понимать оформляющий сделку один документ, подписанный продавцом и покупателем, которым предусматриваются условия приобретения товара.

Из содержания вопроса следует, что речь идет о договоре купли-продажи именно во втором его значении.

Отметим, что согласно п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой должны заключаться в письменной форме. А в соответствии с п. 2 ст. 434 данного Кодекса договор в такой форме может быть заключен как путем составления одного документа, подписанного сторонами, так и путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Например, одна организация направляет другой предложение купить определенный товар, указывая при этом все существенные условия его приобретения (оферта). Другая сторона письменно подтверждает свое согласие на сделанное предложение (акцепт). В совокупности эти документы будут свидетельствовать о соблюдении продавцом и покупателем письменной формы договора купли-продажи.

Кроме того, совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора также признается акцептом. Это следует из п. 3 ст. 438 ГК РФ. В этом случае согласно п. 3 ст. 434 данного Кодекса письменная форма договора тоже считается соблюденной.

Таким образом, при совершении сделки купли-продажи организации могут не составлять один документ, именуемый договором, а оформить данную сделку иным образом.

 

2 Из пункта 1 ст. 252 НК РФ следует, что одним из условий признания расходов является их документальное обоснование. Данная норма, не перечисляя необходимые для этого документы, лишь оговаривает, что они должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Минфин РФ полагает, что базовым документом для подтверждения расходов по какой-либо сделке является прежде всего договор. Так, например, из его Письма от 09.11.2006 № 03-03-04/1/742 следует, что арендатор вправе учесть свои расходы при наличии договора аренды, акта приемки-передачи арендованного имущества и документов, подтверждающих оплату арендных платежей.

В Письме от 25.06.2007 № 03-03-06/1/392 Минфин РФ ответил на вопрос организации о том, вправе ли организация в целях налогообложения прибыли принять к учету расходы по закупленным товарам в том случае, если из подтверждающих документов имеются только счета-фактуры, а накладные на передачу имущества поставщик не представил.

Финансовое ведомство, проанализировав положения гл. 25 НК РФ и Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», разъяснило, что счет-фактура является документом, лишь косвенно подтверждающим произведенные покупателем расходы. Поэтому его недостаточно для учета покупателем своих расходов. Чтобы учесть соответствующие затраты в данном случае, необходима также товарная накладная формы № ТОРГ-12, являющаяся одной из унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденных Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 № 132. Данный документ, разъясняет Минфин РФ, применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации и вместе с тем является первичным учетным документом, подтверждающим осуществление затрат.

Из содержания указанного Письма нельзя точно установить, был ли в данном случае продавцом и покупателем составлен документ, поименованный договором купли-продажи. Однако, учитывая позицию Минфина РФ по данной проблеме, можно предположить, что финансовое ведомство подразумевало, что такой договор имеется.

Мы же считаем, что при наличии товарной накладной формы № ТОРГ-12 составление договора купли-продажи в виде одного документа или оформления сделки путем обмена сторонами иными документами, подтверждающими договорные отношения, не требуется. Обоснуем такую позицию.

Составление и подписание продавцом указанной накладной, содержащей условия предполагаемой сделки, а также передачу этого документа представителю покупателя можно расценивать как оферту. В то же время подписание накладной контрагентом, приемка, оприходование и оплата товара покупателем (т.е. совершение им фактических действий по выполнению условий договора) свидетельствуют об акцепте.

Следовательно, наличие товарной накладной формы № ТОРГ-12, а также действия покупателя по приемке и оплате товара в совокупности свидетельствуют о соблюдении сторонами письменной формы договора купли-продажи.

В данном случае накладная выполняет две функции: подтверждает как договорные отношения, так и приемку и оприходование товара, являясь при этом одним из документов, необходимых для учета покупателем понесенных расходов. В пакет подтверждающих документов должен быть включен и счет-фактура. При этом покупатель должен документально обосновать и реальность затрат.

Таким образом, покупатель вправе учесть свои расходы по приобретению товара при наличии товарной накладной формы № ТОРГ-12, счета-фактуры и платежного поручения с отметкой банка о перечислении денежных средств (если при оплате используется данный расчетный документ).