«Образование через всю жизнь!»

| статьи | печать

Стратегия развития информационного общества России дала высшим учебным заведениям новые ориентиры деятельности и потребовала кардинальных перестроек организационно-управленческих и образовательных технологий. Все чаще вузовское сообщество ведет дискуссии о развитии инновационных университетов. О принципах работы и перспективах их развития, на вопросы о роли университетов в новом обществе отвечает ректор МЭСИ, кандидат экономических наук НАТАЛЬЯ ТИХОМИРОВА.

 

МЭСИ по праву считается инновационным университетом. Какими принципами вы руководствуетесь, реализуя концепцию инновационного образования?

 

—Обучение в МЭСИ практически ничем не отличается от обучения в ведущих университетах мира. Программы и учебные планы нашего вуза соответствуют уровню таких зарубежных университетов, как Массачусетский технологический институт, Открытый британский университет, Открытый университет Нидерландов. Любой читаемый у нас курс либо разрабатывается на базе МЭСИ, либо содержится в программах западных университетов, имеющих высокий международный рейтинг. Особенно важно то, что мы сертифицируем все области, все программы в рамках процедур международной аккредитации.

 

За 2—3 последних года в ваш вуз пришло новое, «продвинутое» в информационно-технологическом плане поколение. Удается ли вашим преподавателям найти общий язык со студентами? И не пора ли «переводить на новые рельсы» всю систему образования?

 

—Открытость современному стилю жизни присуща не только молодым, а абсолютно всем людям, разделяющим прогрессивные взгляды. Именно такие специалисты работают в нашем вузе, и они без труда находят со студентами общий язык, поскольку существуют с ними в одной системе координат. Если же говорить о российском образовании в целом, то принципы обучения, безусловно, должны измениться. Наше общество стало информационным, и оно выдвигает иные концепции передачи знаний и их структурирования. Современные студенты активно пользуются электронными и информационно-коммуникационными технологиями. Они привыкли искать информацию в сети Интернет и общаться друг с другом посредством ICQ и Skype. Принципиальное значение сегодня приобретает скорость передачи и усвоения знаний, а поставить учебный процесс на эти «новые рельсы» призваны технологии электронного обучения.

 

Как вы относитесь к системе госстандартов? Способствует ли она развитию учебных программ и повышению качества образования?

 

—Я считаю, что из-за выдачи однотипных дипломов наша образовательная система только проигрывает. Государственный стандарт для всех вузов одинаков, и потому он искусственно ограничивает конкуренцию между учебными заведениями, сдерживает развитие образовательных программ и снижает ответственность каждого конкретного вуза за предоставляемые образовательные услуги. Когда у выпускника есть диплом определенного университета, все знают, каков уровень его подготовки, какими знаниями он обладает и где может их применить. О качестве образования непременно должен заботиться каждый вуз: это мерило нашей ответственности перед студентами и уважения к самим себе.

 

Считается, что МЭСИ — пионер и лидер в области электронного и дистанционного образования. Можно ли сказать, что качество современного дистанционного обучения уже не уступает традиционной очной форме?

 

—Безусловно. Качество образования зависит не только от содержания учебной программы, но и от уровня ее усвоения каждым учащимся. Можно сказать, что понятие «качество образования» напрямую связано с индивидуализацией обучения. А электронные технологии как раз и позволяют формировать индивидуальный учебный контент: с их помощью можно осваивать программу по индивидуальному учебному плану и графику. Кроме того, эти технологии существенно улучшают контроль над работой каждого студента, повышая тем самым уровень обучения. В Соединенных Штатах провели анкетирование по качеству обучения, одним из пунктов которого был вопрос «Качество онлайн-курса не хуже традиционного?». Почти 50% представителей государственных вузов выразили согласие и только около 3% — несогласие.

 

Ваш вуз одним из первых начал претворять в жизнь концепцию непрерывного образования. Расскажите подробнее о созданной вами многоуровневой системе подготовки.

 

—Мы считаем, что человек получает образование не один раз на всю жизнь, а на протяжении всей жизни. Поэтому наш университет предлагает широкий спектр разноуровневых образовательных программ, которые сопрягаются между собой и адресуются людям разного возраста. Наша система включает дошкольное образование (подготовка детей с двухлетнего возраста в центре «Семейная академия»), среднее профессиональное образование (колледж МЭСИ), высшее профессиональное образование, послевузовское (аспирантура и докторантура) и дополнительное профессиональное образование (программы MBA, профессиональная переподготовка и повышение квалификации). Не случайно девиз МЭСИ: «Образование через всю жизнь!»