Водные платежи: итоги за год

| статьи | печать

С 1 января 2007 года действует новый Водный кодекс РФ от 03.06.2006. Почти год уполномоченные в области использования и охраны водных объектов органы и водопользователи строят свои отношения по новым правилам. За это время его правоприменительная практика выявила проблемы, которые стали предметом обсуждения на заседании «круглого стола», состоявшегося в Министерстве водных ресурсов РФ. Прокомментируем главные вопросы, затронутые его участниками.

 

Что стоит за договором?

В настоящее время на смену лицензиям пришли договоры водопользования.

Согласно ст. 12 ВК РФ по договору водопользования одна сторона — исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления — обязуется предоставить другой стороне — водопользователю — водный объект или его часть в пользование за плату. К такому договору применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ВК РФ и не противоречит существу договора водопользования. При этом он признается заключенным с момента его государственной регистрации в Государственном водном реестре.

Считается, что тем самым был осуществлен переход на гражданско-правовую форму использования водных объектов. Сторонники этой позиции отмечают, что такая форма дает больше гарантий водопользователям при защите их имущественных интересов и облегчает переуступку прав и обязательств по договору.

Однако эксперты полагают, что с такими утверждениями вряд ли можно согласиться.

Дело в том, что и прежний Водный кодекс РФ предусматривал заключение договоров водопользования с той лишь разницей, что его заключению предшествовала выдача лицензии. При этом устанавливалось, что к таким договорам должны применяться положения гражданского законодательства о сделках, договорах и аренде.

Как показала практика, для потенциального водопользователя заключить договор не проще, нежели получить лицензию. Во всяком случае, в настоящее время. О сложности установления договорных отношений говорили многие участники «круглого стола».

Кроме того, гражданские правоотношения, по крайней мере в их «чистом» виде, предполагают равноправие сторон. В данном же случае одной из сторон договора является субъект с властными полномочиями, который фактически не может не доминировать над хозяйствующим субъектом.

Процесс установления договорных отношений также осложняется необходимостью регистрации договора водопользования в Государственном водном реестре, институт которого был введен ныне действующим Водным кодексом РФ.

 

Метаморфоза налога

С водопользователей, заключивших после 1 января 2007 г. договоры, теперь взимается плата за пользование водными объектами.

Из п. 2 ст. 333.8 НК РФ, введенного Федеральным законом от 03.06.2006 № 73-ФЗ, следует, что организации и физические лица, осуществляющие пользование водными объектами на основании договоров водопользования, не признаются плательщиками водного налога.

Указанные в приведенном положении субъекты вносят плату за пользование водными объектами, ставки которой утверждены Постановлением Правительства от 30.12.2006 № 876. А Правила расчета и взимания такой платы утверждены его Постановлением от 14.12 2006 № 764.

Ничего «революционного» в замене водного налога платой за пользование водными объектами нет. Фактически речь идет лишь о замене наименований «налогоплательщики», «объекты налогообложения», «налоговая база», «налоговый период», «налоговые ставки» на иные наименования. Общие принципы порядка исчисления и уплаты водного налога и платы за водопользование совпадают. В то же время «откатом назад» можно считать то, что размер платежей и порядок их уплаты устанавливаются подзаконными нормативными актами.

За «круглым столом» было высказано предложение о необходимости повышения ставок. Это было мотивировано тем, что взимаемая плата недостаточна для проведения мероприятий по охране водных объектов и восстановления последствий негативного воздействия на них.

Не будем полемизировать с таким утверждением. Однако отметим, что увеличить ставки, устанавливаемые подзаконным актом, конечно же проще, нежели ставки, определяемые Налоговым кодексом РФ.

 

«Обкатка» нового Кодекса

На момент вступления в силу нового Водного кодекса РФ база подзаконных нормативных актов не была подготовлена. Для его практической реализации требовалось подготовить и принять 27 правовых актов Правительства РФ и 37 — ведомственных.

На заседании «круглого стола» было заявлено, что все необходимые документы Правительства приняты. Однако это не так.

Согласно п. 3 ст. 16 ВК РФ порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключать договор водопользования утверждаются Правительством РФ.

Порядок заключения договора водопользования без проведения аукциона и форма такого договора Правительством РФ еще не утверждены. Ранее действовали Методические указания по предоставлению прав пользования водными объектами на основании договора водопользования, утвержденные Приказом МПР РФ от 22.05.2007 № 130, содержащие в приложении № 2 образец этого договора. Однако эти Указания утратили силу в связи с изданием Приказа Министерства от 27.07.2007 № 194.

Участникам заседания сообщили, что в настоящее время на основе упомянутых Указаний подготовлен проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки и заключения договора водопользования, формы примерного договора водопользования». Утверждение такого постановления ожидается в текущем году. Пока же рекомендовано использовать прежнюю форму договора, утвержденную на основании ранее действовавшего Водного кодекса РФ.

Было также разъяснено, что если в отношении одного водного объекта осуществляются несколько видов водопользования, то такие правоотношения могут оформляться одним договором.

Тем не менее, как было оптимистично заявлено, даже в условиях «правового вакуума» с начала года было заключено порядка 2 тыс. договоров. В то же время около тысячи попыток заключить договор не увенчались успехом.

Отметим, что представители регионов жаловались на сложность и неопределенность механизма согласования с различными ведомствами необходимых для водопользователей решений. Они высказали пожелание установить в этом деле принцип «одного окна», когда потенциальный водопользователь обращается только в один уполномоченный орган, который берет на себя бремя дальнейшего согласования со всеми иными ведомствами.

В заключение отметим, что в развитие Водного кодекса РФ будут приняты еще 12 приказов. Представитель МПР РФ заверил, что сейчас их проекты находятся на завершающей стадии согласования с заинтересованными ведомствами и будут подписаны до конца текущего года.

 

ПРОБЛЕМА

·         Процесс заключения договоров водопользования чрезвычайно сложен.

·         Водный кодекс РФ не содержит четкого определения подземного водопользования.

·         Отсутствует четкий механизм возврата переплаты, факт которой установлен на основании показаний счетчиков.

·         Не определена специфика болот как водных объектов, которые часто меняют свою конфигурацию.

 

ПОЖЕЛАНИЯ

·         Во взаимоотношениях с водопользователем установить принцип «одного окна».

·         Привести терминологию, использующуюся в Водном кодексе РФ, в соответствие с иным действующим законодательством.

·         Освободить от обязанности регистрации в Государственном водном реестре договоров краткосрочного водопользования по аналогии с краткосрочной арендой земельных участков.

·         Уточнить, на какие цели, кроме рекреационных, могут использоваться акватории поверхностных водных объектов.

·         Четко определить процедуру изъятия водных объектов и восстановления водопользователей в правах.

·         При разработке ведомственных нормативных актов учитывать мнение представителей бизнеса.

(ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАСЕДАНИЯ «КРУГЛОГО СТОЛА»)