Нагружать все больше нас стали почему-то…

| статьи | печать

Чуть больше года остается до начала реализации в полной мере по всей стране Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 06.10.2003 № 131-ФЗ ). Не исключено, что к 1 января 2009 года, когда это произойдет, объем дополнений и изменений к нему сравнится с объемом первоначального текста. Уже сегодня в нем более 230 поправок. Последние коррективы внес Закон от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

 

Все течет, все меняется

Отечественное законотворчество обогатилось в последние годы практикой принятия скопом поправок к пакету действующих правовых актов. Если в прошлом году это случилось 29 декабря, то нынче произошло гораздо раньше. Государственная Дума РФ IV созыва справилась с работой над ошибками до окончания срока полномочий.

Жизнь всегда вносит коррективы. Законодательство тоже меняется. Вопрос лишь в том, насколько часто и в каком объеме?

О дополнениях в Закон о местном самоуправлении в этом году газета писала в № 20. Сегодня речь о новой 41 поправке, поскольку часть из 22 статей Закона № 230-ФЗ имеет не один пункт. А если добавить, что в нем содержатся изменения в другие правовые акты, к примеру в Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и Жилищный кодекс РФ, которые имеют отношение к реформе местного самоуправления, то общее число поправок только по этому закону будет больше 60.

В частности, они касаются наукоградов и закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Так, все ЗАТО обретают статус городского округа. Значит, действие закона №131-ФЗ с некоторыми уточнениями распространяется и на них, ведь муниципальным образованием в форме городского округа управляет орган местного самоуправления.

К примеру, новый Закон указывает, что вступление его в силу служит основанием для расторжения контракта с главой местной администрации ЗАТО, назначенным до этого. Но избранный до этого на муниципальных выборах глава ЗАТО осуществляет свои полномочия до истечения срока полномочий, определенного Уставом ЗАТО.

 

И оценят, и упразднят

Прежде всего муниципальным властям следует обратить внимание на главное новшество, касающееся введения оценки деятельности органов местного самоуправления и возможности упразднения поселений.

Глава 3 Закона № 131-ФЗ дополнена ст. 18.1 «Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления». По ней перечень критериев утвердит Президент РФ. Произойдет это скорее всего после возобновления деятельности муниципального Совета при главе государства, персональный состав которого будет обнародован в декабре.

Стимулом для достижения муниципальными образованиями наилучших показателей в своем развитии станут региональные гранты. На эти цели субъекты Федерации могут выделять средства из собственного бюджета. Такая норма, по мнению начальника отдела межмуниципальных образований Министерства финансов РФ Светланы Карчевской, станет действенной мерой поощрения органов местного самоуправления на эффективное исполнение своих и делегированных им полномочий.

В главу 2 введена ст. 13.1, предусматривающая упразднение городских и сельских поселений. Ликвидировать поселение можно по решению схода его жителей. Такая мера допускается в труднодоступных местностях и на территориях с низкой плотностью населения – менее 100 человек.

Одновременно появилась возможность объединения поселений с городским округом. Прописана процедура воссоединения, после чего поселение утрачивает статус муниципального образования.

О последствиях такого действия пока трудно говорить. У большинства экспертов сразу возник вопрос о соответствии упразднения и объединения с нормой Закона № 131-ФЗ о шаговой доступности для населения органов муниципального управления, а потом – о перспективе унификации муниципальных образований.

Например, в Калининградской, Сахалинской и Свердловской областях вообще нет муниципальных районов?! Сегодня в единственном российском «зарубежном» регионе нет сельских жителей, поэтому областная власть освобождена от бремени выплаты льгот и преференций, обязательных по федеральному законодательству для жителей сельской местности. А как быть администрации Нижнего Тагила в Свердловской области с требованием иметь генеральный план городского округа, который надо согласовывать в Минрегионе? Выходит, город должен составлять схему детальной застройки всех своих сельских поселений, задается вопросом и начальник отдела развития и поддержки местного самоуправления Министерства регионального развития РФ Елена Кодина.

 

Полномочий все больше

По новому закону расширяется круг полномочий органов местного самоуправления в сфере медицинского обслуживания и пожарной безопасности. Так, в муниципальных районах и городских округах можно создавать службу неотложной медицинской помощи в структуре своих учреждений здравоохранения. Такое же право получили администрации ЗАТО и наукоградов. Дополнительные полномочия появились и по лекарственному обеспечению населения.

В обязанность муниципалитетов входит теперь оснащение территорий общего пользования противопожарным инвентарем и первичными средствами тушения пожаров, а также принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.

На вопрос «ЭЖ», почему случилось так, что в законодательных новшествах снова не оговаривается порядок финансовой обеспеченности расширяющихся полномочий муниципальных образований, председатель Комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев ответил кратко: «Как всегда!»

Единственное дополнение в законодательство, осуществленное не «как всегда», касается передачи полномочий органов местного самоуправления, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органам исполнительной власти субъектов Федерации в части размещения и исполнения заказов на поставки товаров и услуг, необходимых для жизнедеятельности населения в отдаленных муниципальных образованиях. Такая норма принята по настоянию депутатов из Республики Саха (Якутия).

 

МНЕНИЕ

ВЛАДИМИР МОКРЫЙ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА:

 

— Федеральный закон № 230 носит системный характер. До него поправки в муниципальное законодательство носили порой не совсем объективный характер и не всегда способствовали усилению местного самоуправления.

Не случайно регулярный мониторинг муниципальных образований имел формальный характер, поскольку осуществлялся он по информации органов власти субъектов Федерации, а не самих муниципалитетов.

Хочу отметить еще один принципиальный момент – это предоставление права органам местного самоуправления иметь муниципальную собственность для развития малого бизнеса. Давно настало время говорить о целостном социально-экономическом развитии муниципальных образований с целью оказания услуг населению в комплексе – в полном объеме и надлежащего качества.

 

МНЕНИЕ

СЕРГЕЙ САМОЙЛОВ,  ПОМОЩНИК ПРЕЗИДЕНТА РФ:

 

— Новый Закон продолжил процесс разграничения полномочий между разными уровнями публичной власти. Он впитал все поступившие с мест предложения. Процесс этот не завершился. Отличие нового закона от аналогичных предыдущих законодательных актов заключается в том, что он впервые ввел принцип субсидиарной ответственности от Федерации к регионам, от них – к муниципальным образованиям, как это принято в мировой практике.

Оценивать эффективность деятельности муниципалитетов надо будет после 1 января 2009 года, когда вступит в силу Закон о местном самоуправлении. Пока же по нему частично работают в 58 российских регионах и только в 8 принято решение задействовать его в полном объеме на своей территории через год, когда закончится переходный период.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОВ, ПОПРАВКИ В КОТОРЫЕ ПО № 230-ФЗ ИМЕЮТ ПРЯМОЕ ОТНОШЕНИЕ К МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ

 

Законы РФ:

«О закрытом административно-территориальном образовании» (от 14.07.92 № 3297-I );

«О донорстве крови и ее компонентов» (от 09.06.93 № 5142-I);

«О пожарной безопасности» (от 21.12.94 № 69-ФЗ);

«О ветеранах» (от 12.01.95 № 5-ФЗ);

«О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (от 30.03.95 № 38-ФЗ);

«Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (от 17.09.98 № 157-ФЗ);

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 24.11.95 № 181-ФЗ);

«О статусе наукограда Российской Федерации» (от 07.04.99 № 70-ФЗ);

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (от 06.10.99 № 184-ФЗ);

«О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (от 18.06.2001 № 77-ФЗ);

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 06.10.2003
№ 131-ФЗ);

«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов;

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 22.08.2004 № 122-ФЗ);

«О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (от 26.12.2005 № 184-ФЗ);

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (от 29.12.2006 № 258-ФЗ).

Другие законодательные акты:

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от 22.07.93 № 5487-I);

Жилищный кодекс Российской Федерации.