Автострахование на распутье

| статьи | печать

Отсутствие единого подхода в урегулировании выплат и действующей базы данных по страхователям затруднит введение системы «европейского протокола» и отразится на развитии как ОСАГО, так и добровольных видов автострахования.

 

Продажи автомобилей переживают настоящий бум, очередь на некоторые модели в автосалонах стоит на год вперед. Банки изощряются в предоставлении кредитов по различным схемам, связанным с добровольно-принудительным страхованием покупаемого автомобиля. В результате темп роста КАСКО намного обгоняет ОСАГО: прирост премий за первые 9 месяцев 2007 г. составил 40%и 15,3% соответственно.

Уровень концентрации рынка добровольного автострахования продолжает расти: 10 лидирующих компаний собирают 54% премий (в ОСАГО этот показатель равен 63%), при этом 8 компаний первой десятки страховщиков по ОСАГО лидируют и в списке самых удачливых страховщиков по КАСКО.

В 2008 г. эксперты ожидают дальнейшего развития автокредитования и связанного с ним автострахования. Вместе с тем участники рынка отмечают существование предпосылок для увеличения убыточности по обоим видам автострахования – как добровольному, так и обязательному. Такими предпосылками являются:

·       высокий уровень инфляции;

·       высокая насыщенность рынка и связанное с этим усиление конкуренции;

·       увеличение числа машин, продаваемых в кредит;

·       опережающая динамика роста автопарка по сравнению с динамикой роста объема предложения по ремонту автомобилей (для КАСКО);

·       введение «европейского протокола» и упрощенной системы урегулирования убытков (для ОСАГО).

Для нормального роста рынка и защиты, с одной стороны, потребителей от финансово неустойчивых страховщиков, а, с другой стороны, самих страховщиков от недобросовестных клиентов необходимо создание и внедрение реально работающей базы данных, включающей не только сведения страховых компаний, но и информацию ГИБДД. Необходим также контроль за структурой страховых пакетов компаний, работающих на рынке добровольного автострахования, а в сегменте bancassurance необходимо работать над повышением прозрачности системы аккредитации страховщиков при банках. Наконец, главное, на чем настаивают участники рынка,– это необходимость пересмотреть поправочные коэффициенты для ряда тарифных территорий и категорий транспортных средств в сторону повышения, а также пересмотреть сами тарифы.

Это требование стало раздаваться особенно настойчиво по мере продвижения Минфином своего законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)», который был одобрен Правительством и принят в первом чтении Госдумой в начале октября. (Кроме поправок Минфина, рынок автострахования ждет принятия еще одного законопроекта, подготовленного главой ВСС Александром Ковалем и депутатом Владиславом Резником и связанного с «зеленой картой», продажу которой хотят разрешить российским страховщикам. Пока этот документ был возвращен авторам на доработку.)

Законопроект Минфина направлен, по заявлению замдиректора Департамента финансовой политики министерства Веры Балакиревой, на то, «чтобы развернуть ОСАГО лицом к потребителю». В законопроекте имеются такие поправки, как: увеличение выплат по риску жизни и здоровья на каждого пострадавшего в ДТП до 160 тыс. руб., ликвидация такой причины для отказа в выплате, как «внутренняя территория организации», упрощенная схема оформления мелких ДТП, введение «европейского протокола» (предполагаемая дата – с 01.12.2008) и увеличения срока исковой давности страхователя к страховщику (до 3 лет).

Эти меры приведут, как ожидают игроки рынка, к значительному увеличению выплат. Между тем, по данным ФССН, проблемы с выплатами по ОСАГО сейчас существуют у 40 компаний (из 177, работающих в этом сегменте). В ряде регионов, например Республике Адыгея, выплаты уже достигли 100% от размера премий.

Страховщики настаивают, что для ряда территорий тарифы занижены и могут привести к тому, что рынок «автогражданки» обанкротится уже в следующем году. По словам заместителя начальника Управления учета и экономического анализа ФССН Яны Мирошниченко, проблема расчета тарифов по ОСАГО действительно стала ключевой для надежности страхового рынка. По сведениям ВСС, на 1 июля 2007 г. нижняя граница годового коэффициента убыточности для участников рынка ОСАГО составила 66%, а верхняя – 76%. Если не изменить некоторые региональные коэффициенты, то возможен коллапс, говорят страховщики.

При этом они настаивают на повышении тарифов минимум на 20% и не упоминают, что по некоторым регионам тарифы, наоборот, завышены (в частности, убыточность по Москве и МО, Лениградской области находится на достаточно низком уровне).

Вместе с тем участники рынка признают, что участие в ОСАГО необходимо для многих страховых компаний. В ФССН же считают, что уход с рынка мелких компаний не окажет значительного влияния и скорее будет полезен для потенциальных клиентов. Вероятно, пока будут разрабатываться и просчитываться новые тарифы и коэффициенты, рынок ОСАГО будут вынуждены покинуть еще несколько компаний (с начала года деятельность в области ОСАГО уже прекратило 13 компаний).

Одновременно с проблемой тарифов эксперты отмечают необходимость разработки и внедрения единых стандартов урегулирования убытков и единой методики оценки ущерба. Для цивилизованного рынка, который стремится построить Минфин, подобные стандарты необходимы. Рынок автострахования достиг уже такого уровня развития, когда он должен стать прозрачнее и понятнее, иначе наступит хаос. Хаос же прежде всего ведет к лишним расходам на управление, которые в условиях снижающейся прибыльности и усиливающейся конкуренции страховщики больше не могут себе позволить.