Таможня, добро и «добро»

99-е место среди 150 стран заняла Россия по эффективности внешнеторговой логистики, согласно расчетам Всемирного банка
| статьи | печать

Всемирный банк опубликовал Доклад об эффективности обеспечения внешнеторговых операций в 150 странах мира, отранжировав их по так называемому Индексу материально-технического обеспечения. Речь идет не о том, кто чем торгует, а об «общении» с таможнями, затратах по времени и деньгам на всякие погрузки-разгрузки в портах, доставку товара до получателя…

Есть в докладе ВБ поучительная история о судьбе двух ничем не примечательных контейнеров, отправленных из Шанхая: первый — в столицу Чада, у которого нет морских границ и, естественно, портов, а второй — в столицу одной тоже сугубо сухопутной страны Западной или Центральной Европы, скажем в Вену. Финал: первый контейнер томился в пути 10 недель, и его доставка обошлась в 6,5 тыс. долл., а второй, «танцуючи», за 4 недели добрался до «столицы вальсов» и меньше чем за 3 тыс. долл.

Однако суть рассказа не в том, что государства, в свое время «прорубившие» себе выходы к морям и океанам, зря положили на это столько сил и жизней своих подданных. Это, кстати, подтверждает и рейтинг ВБ: в первую двадцатку входят всего три страны, не имеющие выходов к «большой воде», — Австрия (5-е место) и Швейцария (7-е). Тем более что торговые «караваны» издревле и поныне активно используют и сухопутные маршруты.

Вопрос в другом. Ну доплыл первый контейнер из Шанхая до ближайшего к Чаду африканского порта, а второй — поближе к Австрии европейского, однако «приключения» на этом вовсе не кончаются. Сгрузить, властям предъявить, снова отправить… Согласитесь, везти груз до адресата по западноевропейским магистралям — это не то что пылить по пустыням и саваннам Африки.

Недаром Индекс ВБ концентрирует в себе такие показатели эффективности, как таможенные процедуры, состояние инфраструктуры, маттехзатраты, способность отслеживать товар в пути, логистические знания и умения структур, которые подряжаются в этом бизнесе, а также своевременность доставки.

Теперь — о наших «контейнерах». Найти в 50-страничном докладе ВБ хоть один пассаж о России не удалось. Разве что принять на наш счет намек, что, мол, страны с вполне приличным уровнем доходов своих граждан, «например, страны — экспортеры нефти, в большинстве своем далеко не полностью используют свой потенциал». Однако в итоговой расстановке стран по Индексу и в других «промежуточных» таблицах нас хватает.

Так вот, с учетом всех критериев оценки Россия заняла 99-е место, разместившись между Ливаном и Замбией. Если кому интересно, «контейнер» Чада «придавил» это государство на 142-ю строчку.

Впрочем, нам от этого не легче. Тем не менее отметем и мнительные размышления о результате, которые наводит один из выводов доклада, что нынче «предсказуемость и надежность становятся еще более важными соображениями, чем затраты, связанные с проведением операций». Просто посмотрим, по каким параметрам и как нас «прокатили» (см. табл.).

Больше всего экспертам ВБ не понравились дела на нашей таможне. Согласно данным из доклада, у нас досматривают 20% внешнеторговых грузов. Сказать, что по этой части российские таможенники самые придирчивые, нельзя — многие страны «просеивают» грузов куда больше. Правда, расположены они, скажем так, в стороне Чада.

На фоне же передовиков рейтинга наш результат выглядит не очень. К примеру, Сингапур и Нидерланды — по 3%, Германия — 2 и т.д. Зато по времени между подачей таможенной декларации и растаможкой Россия находится на очень приличном уровне — 1,4 дня. Сравните: Сингапур и США — 1,1 дня, Япония — 1,4, Португалия — 1,7.

Правда, есть у нас «таможенный» показатель, который, видно, все и «испортил», — это процент респондентов, указавших на возможность простого и недорогого пересмотра решения таможни. В этой графе за Россией числится 0%, у Китая — 36%, Индии — 39, США — 64, Великобритании — 75%…

Вообще-то «баранки» по этой части имеют многие страны, но, если не смотреть в южное полушарие, остается заметить, что в Европе «солидарны» с нами только Греция и Польша.

По срокам доставки экспортных грузов в порт, а импортных — до получателя, мы на уровне, а то и опережаем передовые государства. Одна незадача: все их мы опережаем по ценам доставки. В пересчете на тот самый контейнер в «экспортном» исполнении у нас набегает 1565 долл., в «импортном» — 1732. Для сравнения: среди стран Запада самая дорогая доставка в Швейцарии — 1225 долл. в обоих направлениях. Не будем показывать пальцем на африканских «рекордсменов», лучше сравнимся, например, с Бразилией — 909 и 1145 долл. соответственно, Индией — 601 и 619, Китаем — 380 и 388 долл.

И все же, несмотря ни на какие рейтинги и реальные трудности, судя по объемам и темпам роста российской внешней торговли, «контейнеры» через нашу границу снуют со страшной силой.