Столовая на балансе

| статьи | печать

В последние годы все большее распространение получает практика создания подразделений общественного питания в организациях сфер материального производства, организациях, ориентированных на выполнение работ или оказание услуг других отраслей. рассмотрим порядок бухгалтерского и налогового учета и деятельности таких подразделений.

При создании подразделений общественного питания перед бухгалтерскими службами предприятий возникает проблема — как правильно и оперативно организовать ведение бухгалтерского и налогового учета операций, которые для данного хозяйствующего субъекта характерными не являются, и, следовательно, работники бухгалтерии не располагают достаточным опытом (а нередко и уровнем квалификации).

Для крупных организаций целесообразно выделение в составе бухгалтерии отдельного рабочего места и прием на работу специалиста с соответствующим уровнем подготовки. Однако число таких организаций сравнительно невелико, и большая часть хозяйствующих субъектов подобной роскоши себе позволить не может.

В данной статье приводятся основные требования законодательных и нормативных актов, регулирующие как деятельность подразделений общественного питания, так и организацию и осуществление учетных процедур.

Наиболее распространенными видами подобных подразделений являются столовые и буфеты.

Действуем по ГОСТам

Определение столовой как типа предприятия общественного питания, а также общие требования к предприятиям общественного питания изложены в Государственном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий» (с датой введения в действие с 1 июля 1995 г.), утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 05.04.95 № 198.

С принятием Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» все ранее принятые стандарты впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям законодательства о техническом регулировании.

Поскольку до сих пор соответствующие технические регламенты не приняты, считаем допустимым ссылаться на ранее принятые ГОСТы. Тем более что используемые нами цитаты и ссылки ограничиваются общими нормами, не противоречащими гражданскому законодательству (и не корреспондирующими с ним).

В соответствии с п. 3.7 упомянутого ГОСТа столовая — общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.

Кроме ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий» с 1 июля 1995 г. были введены в действие ГОСТ Р 50-763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия» и ГОСТ Р 50-764-95 «Услуги предприятий общественного питания».

ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий» содержит минимальный набор регламентов по определению типа и класса предприятия, включающий требования по:

· технической оснащенности (архитектурно-планировочное решение, состав помещений, их оснащение и оформление);

· методам обслуживания, форменной одежде, музыкальному обслуживанию;

· качеству обслуживания (комфортность, эстетика и т.д.);

· ассортименту реализуемой продукции, ее разнообразию и сложности изготовления;

· мебели, столовой посуде, приборам, столовому белью, номенклатуре предоставляемых услуг;

· квалификации персонала.

ГОСТ Р 50-763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия» определяет номенклатуру нормативной и технологической документации, по которой может вырабатываться кулинарная продукция.

К нормативной документации отнесены государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий, а также сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, которые являются технологическими нормативами.

В настоящее время для выработки кулинарной продукции можно руководствоваться сборниками технологических нормативов (издания 1994 г.), рецептур блюд диетического питания и рецептур блюд и кулинарных изделий национальных кухонь народов России и стандартами предприятий.

Стандарты предприятий на продукцию и услуги разрабатываются непосредственно предприятием общественного питания и утверждаются его руководителем.

Допускается применение рецептур блюд Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, утвержденного Приказом Министерства торговли СССР от 12.12.80 № 310. Однако на них не распространяются дополнения и изменения, предусмотренные в Сборнике технологических нормативов, в части совершенствования органолептических показателей кулинарной продукции, свободного применения набора всех компонентов, входящих в рецептуры, рекомендательного подхода в расчетах выходов полуфабрикатов и готовых изделий, нормах отпуска блюд и т.д.

ГОСТ Р 50-763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению» устанавливает требования по химической, микробиологической безопасности сырья, продуктов, полуфабрикатов, используемых для приготовления блюд в соответствии с медико-биологическими требованиями и санитарными нормами, а также по соблюдению технологических процессов приготовления блюд, использованию пищевых красителей и добавок, фритюрного жира, а также к реализации, хранению, маркировке, транспортировке готовой продукции и методам контроля ее качества.

ГОСТ Р 50-764-95 «Услуги предприятий общественного питания» содержит перечень услуг, их характеристики в зависимости от типа и класса предприятий общественного питания.

К услугам общественного питания отнесены:

· услуги питания;

· изготовления кулинарной продукции и кондитерских изделий;

· организации потребления и обслуживания;

· реализации кулинарной продукции;

· организации досуга;

· информационно-консультационные и прочие.

Для столовых основными являются услуги питания, организация потребления и обслуживания. При обеспеченности необходимыми ресурсами (трудовыми, материальными, производственными) и при наличии устойчивого спроса столовые могут изготавливать и реализовывать кулинарную продукцию и кондитерские изделия.

Помимо перечисленных ГОСТов при организации и осуществлении деятельности столовых следует руководствоваться Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.97 № 1036. Этими Правилами установлены порядок доведения до потребителей информации об услугах, оказываемых предприятием общественного питания, и собственно порядок оказания услуг.

Столовые различают:

· по ассортименту реализуемой продукции — общего типа и диетическая;

· по обслуживаемому контингенту потребителей — школьная, студенческая и другие;

· по месту расположения — общедоступная, по месту учебы, работы.

Для организации бухгалтерского учета значение имеет классификация по последнему признаку — по месту расположения. В соответствии с этой классификацией столовые могут иметь следующий юридический статус:

· обособленный участник предпринимательской деятельности — юридическое лицо;

· обслуживающее производство, находящееся на балансе коммерческой организации;

· структурное подразделение коммерческой организации, выделенное на самостоятельный баланс;

· структурное подразделение бюджетного учреждения (образовательного, органа управления, воинской части и т.п.).

Особенности бухгалтерского учета

Инструкция по применению Плана счетов относит столовые и буфеты организаций к обслуживающим производствам и хозяйствам и предусматривает для учета соответствующих затрат счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Напомним, что основным признаком, по которому структурное подразделение относится к категории обслуживающих производств и хозяйств (а, например, не к вспомогательным), является то, что их деятельность не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, явившихся целью создания данной организации.

Особенности учета в столовых и буфетах связаны с тем, что этими хозяйствами фактически производится реализация товаров, приобретенных в торговых организациях. При этом в буфетах, как правило, обработки реализуемых товаров не происходит. В столовых без обработки реализуется лишь часть продукции (например, хлебобулочные изделия или напитки).

Все это говорит о целесообразности использования счета 41 «Товары». Заметим, что Инструкцией по применению Плана счетов корреспонденция счета 29 со счетом 41 по дебету не предусмотрена (то есть предполагается, что подсобные предприятия и хозяйства могут только вырабатывать собственные товары, а получать их не могут).

Тем не менее применение счета 41 в данном случае, на наш взгляд, является весьма желательным. Это может быть обосновано следующим соображением: реализация товаров (после их обработки или без нее) связана с понятиями издержек обращения и торговой наценки. То есть формирование себестоимости продаж целесообразно организовывать порядком, установленным документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета для специализированных (самостоятельных) организаций общественного питания. Учет торговой наценки на счете 29 законодательно урегулирован недостаточно.

При использовании счета 29 для учета деятельности столовых схема бухгалтерских проводок может быть следующей:

Дебет 10 Кредит 60

— на сумму стоимости материалов, приобретенных для переработки в столовых

Дебет 41 Кредит 60

— на сумму стоимости товаров, приобретенных у поставщиков для их реализации через столовые или буфеты

Дебет 19 Кредит 60

— на сумму налога на добавленную стоимость по приобретенным материалам и товарам, предназначенным для использования в столовой

Дебет 29 Кредит 41

—на сумму стоимости товаров, отпущенных в обслуживающие производства и хозяйства

Дебет 29 Кредит счетов учета затрат

— на сумму произведенных расходов по обработке и реализации товаров.

Обращаем внимание, что в данном случае калькуляционным является счет 29. По существу этот счет выполняет роль счета 20 «Основное производство», который применялся бы в том случае, когда столовая была бы самостоятельным предприятием (юридическим лицом).

При отражении в учете результатов деятельности структурного подразделения, которым является столовая, не возникает необходимости и в использовании счета 44 «Расходы на продажу» (субсчет «Издержки обращения»), так как издержки могут быть с таким же успехом собраны на счете 29;

Дебет 20 Кредит 41

— на сумму стоимости товаров, для которых предусмотрено списание на себестоимость продукции, работ или услуг (например, при выдаче молока во вредных производствах).

Если товары, переданные со складов или приобретенные на стороне, подвергаются в столовой переработке или обработке (например, кипячение того же молока), то их стоимость следует предварительно списать на счет 29 и только после формирования их новой себестоимости — с учетом затрат по переработке или обработке и отнесения на их стоимость части общехозяйственных расходов — списывать на себестоимость продукции проводкой:

Дебет 20 Кредит 29;

Дебет 90 Кредит 29

— проводка оформляется на сумму фактической себестоимости реализуемых услуг столовой.

В стоимость услуг (готовых блюд и переработанных или обработанных продуктов питания) включается стоимость использованных товаров. Потребителями услуг (покупателями) могут выступать как работники организации, так и другие лица (в том случае, если столовая имеет общий доступ);

Дебет 90 Кредит 41

— данной проводкой на счет реализации списывается стоимость товаров, не подвергающихся переработке (хлебобулочные изделия, напитки в упаковке и т.п.)

Дебет 50 Кредит 90

— на сумму поступившей оплаты за реализованные товары или продукцию столовой

Дебет 70 Кредит 90

— на сумму оплаты продукции столовой и реализованных товаров, удержанную с заработной платы работников.

Так как данный вид удержаний не является обязательным, то он может производиться на основании личного заявления работника. Данное требование, кстати, вытекает и из общих прав потребителей — услуга не может быть навязана, а должна приобретаться покупателем добровольно;

Дебет 90 Кредит 68

— на сумму налога на добавленную стоимость, начисленного на объем реализации.

Кормим «своих»

Весьма распространенной можно считать практику предоставления услуг общественного питания работникам организации бесплатно или по льготным ценам.

Оплата организацией (полностью или частично) питания за работника относится к доходам, полученным работником в натуральной форме, на основании подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ и соответственно подлежит обложению НДФЛ.

ПРИМЕР

Столовой организации отпущена готовая продукция по фактической себестоимости 80 тыс. руб. При этом рыночная цена продукции (по которой она могла быть реализована на сторону) составила 100 тыс. руб. (без НДС). 75% продукции отпущено работникам организации с оплатой в размере половины рыночной стоимости, 25% — реализовано на сторону по рыночной цене.

Частичная оплата работниками стоимости продукции осуществляется посредством производства удержаний с сумм начисленной оплаты труда.

В бухгалтерском учете могут быть оформлены проводки:

Дебет 90 Кредит 29

— 80 тыс. руб. — на сумму фактической себестоимости реализованной продукции (в данном случае не имеет значения, кому и по каким ценам реализовывалась продукция)

Дебет 90 Кредит 68

— 18 тыс. руб. — на сумму НДС по рыночной стоимости реализованной продукции

Дебет 62 Кредит 90

— 118 тыс. руб. — на сумму задолженности по рыночной стоимости отпущенной продукции

Дебет 50 Кредит 62

— 29,5 тыс. руб. (118 тыс. руб. х 25%) — на сумму денежных средств, поступивших в кассу столовой от сторонних покупателей

Дебет 70 Кредит 62

— 44,25 тыс. руб. (118 тыс. руб. х 75% : 2) — на сумму оплаты, подлежащую удержанию с заработной платы персонала

Дебет 91 Кредит 62

— 44,25 тыс. руб. — на сумму неполученной выручки в результате применения льготных цен

Дебет 70 Кредит 68

— 5752 руб. (44,25 тыс. руб. х 13%) — на сумму НДФЛ от дохода, полученного в виде частичной оплаты организацией питания работников.

Обращаем внимание: для того чтобы удержание НДФЛ было правомерным, необходима организация учета стоимости продукции, полученной каждым конкретным работником. В случае если льготирование осуществляется общей суммой, формально объекта налогообложения не возникает. Однако при этом весьма вероятно возникновение проблем с налоговыми органами.

Так, например, Минфин России в Письме от 19.06.2007 № 03-11-04/2/167 на вопрос о необходимости исчисления НДФЛ при отсутствии персонального учета расходов на питание по каждому работнику ответил, что при предоставлении бесплатного питания организацией своим работникам доход каждого налогоплательщика можно рассчитать на основе общей стоимости предоставляемого питания и данных из табеля учета рабочего времени или других аналогичных документов.

Между тем существует арбитражная практика, опровергающая такой подход Минфина.

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.11.2006 № А56-2227/2006

В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации (налоговые агенты), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет удержанную сумму налога на доходы физических лиц. В силу п. 2 этой статьи исчисление и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.

Согласно п. 1 ст. 230 и п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами, персонально по каждому налогоплательщику.

Судом установлено, что налоговая инспекция не представила доказательств, подтверждающих факт передачи всем сотрудникам организации доходов в натуральной форме (ежедневного бесплатного питания). Расчет налоговым органом сумм НДФЛ на основании количества отработанных каждым сотрудником дней в календарном месяце и среднестатистической стоимости обеда в столовых при организациях муниципального образования не может рассматриваться в качестве удовлетворяющего критерию персонифицированности учета доходов налогоплательщика. Поэтому суд признал документально не подтвержденной сумму полученных налогоплательщиками от налогового агента доходов в виде бесплатного питания и указал на отсутствие у инспекции правовых оснований для доначисления с этих доходов налога, начисления пеней за несвоевременное перечисление его в бюджет и привлечения организации к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ.

На основании п. 25 ст. 270 НК РФ расходы в виде предоставления питания в столовых, буфетах по льготным ценам или бесплатно не учитываются для целей налогообложения прибыли. Исключение составляют предоставление специального питания отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и случаи, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами).

Налоговый учет

Глава 25 НК РФ предусматривает два варианта учета доходов и расходов принадлежащих предприятию столовых: по правилам ст. 257.1 или по правилам подп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Согласно подп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со ст. 275.1 НК РФ.

В силу ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

При этом для целей гл. 25 НК РФ к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

Несмотря на то что столовые, бары и т.д. в данном перечне прямо не поименованы, перечень является открытым и соответственно такие объекты могут быть отнесены в состав объектов, признаваемых обслуживающими производствами и хозяйствами, и, следовательно, налоговый учет по их деятельности в этом случае должен вестись отдельно (Письмо Минфина России от 22.09.2006 № 03-03-04/1/669).

В каком случае применяется норма ст. 275.1 НК РФ?

Из содержащегося в этой статье определения обслуживающих производств и хозяйств следует, что к ним относятся производства и хозяйства, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

В связи с этим Минфин России в Письме от 04.04.2006 № 03-03-04/1/318 на вопрос организации, имеющей столовую, находящуюся на территории завода и обслуживающую как трудовой коллектив завода, так и сторонних лиц, об учете полученного убытка ответил следующее: налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, осуществляющих реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности в порядке, установленном ст. 275.1 НК РФ.

Если же столовая, находящаяся на территории организации, обслуживает только работников этой организации, то расходы, связанные с содержанием помещения объекта общественного питания (столовой), подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ (см. письма Минфина России от 05.09.2006 № 03-03-04/1/652 и от 17.04.2007 № 03-11-04/3/118).

Остановимся подробнее на организации налогового учета столовых, относящихся для целей налогообложения к обслуживающим производствам и хозяйствам.

Статья 315 НК РФ обязывает организации при формировании налоговой базы по налогу на прибыль обособленно учитывать выручку от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств и расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг).

В случае когда деятельность указанных подразделений является прибыльной, действует общий порядок определения налоговой базы. При получении же ими убытка следует применять правила, установленные ст. 275.1 НК РФ.

В соответствии со ст. 275.1 НК РФ убыток от деятельности обслуживающих производств и хозяйств может быть признан при соблюдении следующих условий:

· если стоимость товаров, работ, услуг, реализуемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;

· если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;

· если условия оказания услуг, выполнения работ налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг, выполнения работ специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

При выполнении всех перечисленных условий убыток принимается к налоговому учету без дополнительных ограничений.

Если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, он вправе перенести на срок, не превышающий 10 лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности.

В соответствии с п. 13 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм убытков по объектам обслуживающих производств и хозяйств в части, превышающей предельный размер, определяемый в соответствии со ст. 275.1 НК РФ.

Так как для целей бухгалтерского учета произведенные расходы принимаются в полном объеме без ограничений, а ст. 275.1 НК РФ установлены ограничения по принятию осуществленных затрат к налоговому учету, может возникнуть необходимость применения норм ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль».

Налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, относящихся к разным видам деятельности.

Следовательно, для того чтобы данные бухгалтерского учета могли быть использованы для целей налогообложения, необходимо открытие к счету 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» субсчетов аналитического учета для отражения расходов и доходов по каждому обслуживающему производству и хозяйству.

Кроме того, для того чтобы убытки от деятельности таких производств и хозяйств могли быть приняты (полностью или частично) для целей налогообложения, необходимо наличие документально подтвержденных данных о стоимости услуг специализированных организаций (сторонних), а также об условиях оказания соответствующих видов услуг (что понимается под последним, налоговое законодательство не уточняет).