Как ликвидировать диспропорции

| статьи | печать

Наличие острых социально-экономических диспропорций признают все отечественные экспертные центры, но пути ликвидации проблемы они видят зачастую совершенно по-разному. Кардинально отличается и оценка разработанных Правительством инструментов экономической политики. «ЭЖ» предлагает вниманию читателей программные предложения крупнейших «мозговых центров» страны, посвященные этой теме.

ЦПАГУП

Экономическая доктрина

Необходимо заново возродить систему долгосрочного и среднесрочного экономического планирования. Ее основным инструментом должны стать программы социально-экономического развития, которые для придания им соответствующего правового статуса должны утверждаться на уровне федеральных законов и иметь усложненный по сравнению с обычным федеральным законом порядок изменения.

Министерство экономического развития должно стать основным мозговым центром Правительства в части планирования, мониторинга, прогноза и отчасти — управления экономическим развитием, должно вместо Минфина войти в Совет безопасности России.

Основным институтом, обеспечивающим реализацию государственной инвестиционной политики, должен стать Государственный внебюджетный инвестиционно-кредитный фонд, который будет исполнять функцию восстановления монетизации экономики и устранения структурных перекосов. Для его создания потребуется принятие специального федерального закона, а также внесение изменений в законодательство «О Центральном банке Российской Федерации» и в Бюджетный кодекс.

Наиболее результативной, отвечающей поставленной задаче и критериям формой введения в экономику масштабных средств, удовлетворяющих инвестиционные потребности страны, является Государственный внебюджетный фонд.

Существенным качественным подтверждением этого предложения служит имеющаяся практика функционирования трех государственных внебюджетных фондов (Пенсионного, обязательного медицинского страхования, социального страхования), посредством которых государство реализует свои социальные функции, закрепленные в Конституции РФ.

«ДЕЛОВАЯ РОССИЯ»

Все более серьезным тормозом на пути реформ становится неэффективная система государственного управления экономикой. Даже сами представители власти главный риск проведения экономических преобразований видят в том, что они могут быть нивелированы «импортированной» из советской модели бюрократической системой управления экономикой. Эта система из-за своей неэффективности и коррупционности малопригодна для решения задач государства в рыночных условиях и, как показал опыт административной реформы, не способна сама себя реформировать.

Сегодня нашему Правительству необходимо преодолеть инерцию, перестать готовиться к кризису, а делать все возможное, чтобы этого кризиса избежать, перейти от политики «экономических реформ» к «экономической политике модернизации экономики», от «макроэкономической стабилизации» — к реализации новой национальной экономической модели, модели «социально ориентированной рыночной экономики». Она должна строиться на достижениях мирового опыта, но с учетом характерных только для нас национальных особенностей, строиться исходя из задачи кардинального улучшения качества жизни российских граждан и опираться на базу быстрого (более 10% в год) и качественного роста отечественного производства и свободного конкурентного рынка.

Главной задачей стратегии должно быть увеличение в 3 раза к 2020 году размеров реальных доходов российских граждан и вхождение в первую двадцатку стран мира по уровню жизни.

Основными направлениями реализации этой стратегии должны стать:

Построение эффективной рыночной социальной модели. Превращение внутреннего спроса в основной ресурс роста экономики. Развитие системы социальной защиты для экономически неактивного населения и активное вовлечение основной массы российских граждан в рыночные отношения. Развитие социальных рыночных институтов пенсионной системы, систем социального страхования, образования и здравоохранения, развитие системы независимых профсоюзов.

Развитие полноценного конкурентного свободного рынка: демонополизация, стимулирование рыночной конкуренции и поощрение предпринимательской инициативы; повышение правовой и политической защищенности отечественных производителей. Создание благоприятных экономических условий для развития бизнеса: снижение налоговой нагрузки и защита национального бизнеса от недобросовестной конкуренции извне, помощь российскому бизнесу в обеспечении доступным инвестиционным капиталом.

Реализация инновационной промышленной политики как политики, направленной на капитализацию сравнительных конкурентных преимуществ российской экономики, стимулирование развития отраслей, регионов и проектов, способных оказать кумулятивное воздействие на другие сектора экономики и вести к росту предложения отечественных товаров и услуг, диверсификации экономики, быстрой модернизации основных фондов и инфраструктуры, решению социальных проблем.

Модернизация системы управления, постепенный переход на принципы проектного управления в реализации приоритетных для России экономических задач.

МЭРТ

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

Развитие национальной инновационной системы и поддержка технологического развития. Достижение данной цели осуществляется в рамках реализации следующих основных направлений.

Первое направление — формирование национальной инновационной системы, т.е. комплекса правовых, финансовых и организационных структур и механизмов, обеспечивающих процесс создания и распространения инноваций, производство и коммерческую реализацию научных знаний и технологий.

Второе направление — создание системы технологического обеспечения общенациональных приоритетов развития, базирующейся на крупных инновационных проектах, реализуемых на основе частно-государственного партнерства.

Первая группа проектов ориентирована на развитие научно-технического потенциала по междисциплинарным критическим технологиям. Примером такого подхода является комплекс программных решений по развитию нанотехнологий, включая президентскую инициативу «Стратегия развития наноиндустрии», создание Российской корпорации нанотехнологий и федеральную целевую программу «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы» и ряд других.

Вторая группа инновационных проектов нацелена на технологическое перевооружение приоритетных отраслей экономики и развитие отдельных прорывных технологий. К ней следует отнести: технологии добычи углеводородов на шельфе северных морей, экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых; водородную энергетику и производство новых моторных топлив; проекты в атомной энергетике, включая создание нового поколения ядерных реакторов, и пр.

Сценарий инновационного развития характеризуется многополярностью распределения региональных точек роста. Конфигурация пространственного развития становится более разнообразной, не привязанной жестко к сложившимся энерго-сырьевым и финансовым очагам развития, за счет появления новых центров инновационного роста. Важнейшее значение будет иметь инфраструктурный эффект формирования городских агломераций, связанный с реализацией проектов строительства новых энергомощностей, крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, образовательной и инновационной инфраструктуры.

Вместо заключения

Представленная палитра экспертных мнений содержит широкий выбор методов социально-экономической политики. Отдавая должное труду разработчиков всех программ развития, самым интересным назовем вариант, предложенный бизнес-сообществом. И вот почему.

Расширение участия государства в экономической жизни нашей страны, предлагаемое ЦПАГУП, и так уже приняло чрезмерные масштабы. Практически держава начала подменять государственными предприятиями частные компании во многих отраслях экономики.

Аналитики МЭРТ имели более чем достаточно возможностей для осуществления реальной диверсификации экономики. Раз не получилось до сих пор, значит…

Бизнес-плану для России, подготовленному «Деловой Россией», присущ здоровый прагматизм отечественных предпринимателей, привыкших ставить перед собой конкретные цели. Особенно отрадно, что процветание нашей страны они предлагают строить на основе модели социального рынка, а главным мотором экономического развития считают высокие доходы населения.

А какому проекту отдадите предпочтение вы, уважаемый читатель?