На бумаге всегда гладко…

Закон как заслон перед злоупотреблениями при поставках товаров, работ и услуг для местных нужд
| статьи | печать

Запестрившие в СМИ сообщения о злоупотреблениях служебным положением при правоприменении Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон) вновь напомнили о дышле, которое можно крутить себе в угоду.

 

Вначале об оврагах

Второй год, с 1 января 2006 г., действует установленная Законом процедура размещения и исполнения муниципальных заказов, но муниципалитеты продолжают спотыкаться о пороги, о существовании которых и не подозревали его авторы.

Характерными нарушениями, по свидетельству заместителя Генерального прокурора РФ Евгения Зубарева, являются:

·       включение в состав конкурсных комиссий представителей коммерческих организаций;

·       несоблюдение сроков опубликования извещений о проведении конкурсов (Законом установлено 30 дней);

·       отсутствие в извещениях конкретных цифр — от даты подачи заявок до количества товаров и объемов работ и услуг;

·       ввод в список конкурсной документации документов, не предусмотренных законодательством.

В Удмуртской Республике умудрились даже дробить заказы, чтобы избежать их конкурсного размещения. Правда, такой обход Закона обнаружен у органов государственной власти. Но где гарантия, что примеру региональной власти не последуют муниципалитеты?

Справедливости ради надо сказать, что лазейки содержатся в самом Законе.

Так, в нем не раскрывается понятие «специализированная организация». Нет его и в Гражданском кодексе РФ. Отсюда разная трактовка и понимание того, какие структуры могут выступать в их качестве.

Есть еще разночтение по предмету конкурсов, содержащееся в Гражданском кодексе и в Законе. По ГК РФ предмет конкурсов — это только право на заключение договоров. Однако в ст. 30 Закона указано, что «предметом конкурса являются поставки товаров, выполняемые работы и оказываемые услуги». То же самое утверждает и ст. 22, в которой говорится о поставляемом товаре, а также о выполняемых работах и оказываемых услугах, которые являются предметом конкурса.

Наконец, ст. 29 Закона закреплен такой способ обеспечения исполнения обязательств, как залог денежных средств. Однако Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, исходя из сути залоговых отношений, считает, что денежные средства не могут быть предметом залога (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.07.96 № 7965/95).

Это заключение подтверждено в январе 1998 г. в Постановлении Президиума ВАС РФ «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодекса РФ». В нем указано, что, поскольку один из существенных признаков договора о залоге имущества — возможность реализации предмета залога, исходя из природы «безналичных денег» они не могут быть переданы в залог по правилам, регулирующим залог вещей.

 

О правильной практике

Цель системы муниципальных закупок — бесперебойное обеспечение потребностей муниципального образования в товарах, работах, услугах, необходимых для функционирования муниципальных учреждений и органов местного самоуправления при эффективном расходовании бюджетных средств. При этом важно, что гласность и открытость муниципальных закупок повышают уровень конкуренции между исполнителями и влияют на ценообразование.

Беглый анализ заявок, размещенных на сайтах местных администраций, позволяет сделать вывод о том, что местный бизнес большей частью участвует в конкурсах на поставки продуктов питания, топлива, на выполнение ремонтных работ по отдельным объектам.

По сути, в режиме реального времени создается новая народнохозяйственная отрасль — размещение государственного и муниципального заказа. Если брать только госзаказ, то в 2006 г. его объем увеличился на 30% и достиг 2,3 трлн руб. Это 8,5% ВВП. Ожидается, что в 2007 г. он превысит 3 трлн руб.

С вступлением в силу Закона значительно уменьшена возможность для злоупотреблений и коррупции со стороны органов и организаций, размещающих заказы. Так, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней), начисляемой за каждый день просрочки исполнения обязательства в размере 1/300 действующей на день уплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ.

 

Заключение как памятка

Нормативная база по вопросам размещения заказов постоянно обновляется. И документы надо не просто принимать к сведению, а изучать и применять на практике.

Оперативность и качество размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг во многом зависят от планирования этой работы. В начале года муниципальными заказчиками представляются графики проведения торгов. Однако по ряду причин (отсутствие смет, неопределенность источника финансирования и т.д.) заявки направляются в уполномоченный орган несвоевременно, что создает нервозность в работе. В идеале время от даты их подачи до даты заключения муниципального контракта не должно превышать 45 дней.

Особое внимание следует уделять определению цены на основе глубокого анализа рыночных цен. Недопустимо, когда при размещении заказа на одну сумму участник конкурса предлагает совершенно иную. Такие факты свидетельствуют не об экономии бюджетных средств, а об ошибках в подготовке документации.

Закон не допускает переговоров с участниками размещения заказов при проведении конкурсов и аукционов. Но на начальной стадии размещения заказа, тем более что рынок работ, услуг пока недостаточно сформировался, муниципальным заказчикам надо дополнительно информировать потенциальных участников о:

·       дате проведения торгов;

·       сайтах, на которых размещена документация;

·       необходимости внимательно изучать документацию об аукционе во избежание ошибок при подаче заявок на участие в торгах.

С 18 мая действует Положение о ведении Реестра недобросовестных поставщиков. В соответствии с ним при уклонении участников размещения заказов или расторжении контрактов в связи с существенными нарушениями поставщиком (исполнителем, подрядчиком) контракта заказчик направляет в Федеральную антимонопольную службу в течение трех рабочих дней соответствующие сведения, предусмотренные Законом.

 

СПРАВКА

Структура заказов в усредненном процентном отношении от общего итога заключенных контрактов:

34,5 — строительство;

27,9 — жилищно-коммунальная сфера;

20 — органы местного самоуправления, в том числе общественный порядок;

10,7 — здравоохранение;

7,6 — образование;

0,7 — культура, спорт, молодежная политика.