Мнение судей важнее

| статьи | печать

Федеральная налоговая служба внесла свой вклад в давнишнюю дискуссию о том, какое значение для налогоплательщиков и налоговых агентов имеют разъяснения законодательства, которые дает Минфин России.

 

В«ЭЖ» № 33 за 2007 г. на стр. 9 мы рассказывали о Письме Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138. Помимо других вопросов, в этом документе специалисты финансового ведомства сообщили ФНС России, как нужно понимать положения подп. 5 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ. Если верить данной норме, органы ФНС обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Минфин указал, что все разъяснения, которые он дает, делятся на две разновидности: те, что даны по запросам налогоплательщиков, и те, которые адресованы непосредственно налоговому ведомству.

При этом положения писем министерства, в которых выражается официальная позиция по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях граждан и организаций, не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения. То есть подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ обязывает налоговиков руководствоваться только разъяснениями, адресованными непосредственно ФНС России.

И вот совсем недавно был опубликован документ, в котором по данному вопросу высказалась Федеральная налоговая служба, — Письмо ФНС России от 14.09.2007 № ШС-6-18/716 «О порядке применения разъяснений Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Письмо № ШС-6-18/716).

В Письме № ШС-6-18/716 налоговики развили точку зрения Минфина. В нем говорится, что «в случае принятия судами решений, в основу которых легли разъяснения Минфина России, направленные налогоплательщикам и содержащие позицию не в пользу налоговых органов, налоговым органам надлежит обжаловать такие решения в установленном законодательством РФ порядке либо заявлять о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам».

В результате для предпринимателей и организаций картина складывается следующая. Представим, что налогоплательщик планирует провести хозяйственную операцию, налоговые последствия которой ему не совсем понятны. Воспользовавшись своим правом, предоставленным подп. 2 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ, он направляет в Минфин запрос с просьбой разъяснить норму налогового законодательства, толкование которой вызывает сомнение. Получив ответ, налогоплательщик ведет свою деятельность в соответствии с содержащимися в нем разъяснениями.

Но минфиновские разъяснения — это не индульгенция. Если отраженная в нем позиция не устроит налоговиков, то ничто им не помешает предъявить претензии налогоплательщику. И если дело дойдет до суда и судья, согласившись с мнением Минфина, вынесет решение не в пользу налоговой инспекции, то налоговики имеют право (или, если исходить из буквального толкования текста Письма № ШС-6-18/716, просто обязаны) такое решение оспорить.

Данная трактовка подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ показывает, что разъяснения Минфина не гарантируют налогоплательщику отсутствие налоговых проблем. В этом смысле гораздо полезнее может оказаться изучение арбитражной практики, сложившейся в вашем регионе по спорным вопросам налогового законодательства.

Об этом говорит следующая фраза из Письма № ШС-6-18/716: «Налоговым органам в целях сокращения количества судебных споров, проигранных налогоплательщикам, и исключения принятия судебных решений не в пользу налоговых органов при вынесении решений по результатам налоговых проверок и участии в судебных разбирательствах с налогоплательщиками следует руководствоваться сложившейся судебной практикой и вступившими в законную силу судебными решениями».

То есть при разрешении спорных вопросов для налоговых инспекторов мнение судей имеет больший вес, чем позиция министерства.

Впрочем, даже с учетом позиции, высказанной в Письме № ШС-6-18/716, направление запросов в министерство — мера не бесполезная. Разъяснения Минфина могут помочь предпринимателю или организации избежать ответственности за налоговое правонарушение.

Об этом говорит подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, в соответствии с которым к обстоятельствам, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, относится, в частности, выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным государственным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции.

Так что если налогоплательщику, который руководствовался в своей деятельности разъяснениями Минфина, орган ФНС доначислит налог и начислит пени, то такие разъяснения, по крайней мере, уберегут его от штрафа.