На пути к достижению цели

| статьи | печать

Бюджетированию как технологии планирования, учета, контроля и анализа финансовых, информационных и материальных потоков, а также получаемых результатов «ЭЖ» уделяет много внимания. Практикующие экономисты, консультанты, специалисты в области информационных технологий делятся с читателями опытом и мнениями, рассказывают об успешных проектах и предостерегают от ошибок. Данный выпуск «Экономики бизнеса» посвящен некоторым его аспектам.

 

Отношение компаний к бюджетированию неоднозначно. Часть из них считает, и это доказано их практической деятельностью, что уже одно намерение ввести технологии бюджетного планирования помогает пересмотреть организационную структуру и выделить центры финансовой ответственности (ЦФО), проанализировать функции каждого из подразделений, организовать управленческий учет.

Но чтобы понять, является ли подразделение центром затрат, прибыли или инвестиций, необходимо разработать систему показателей отчетности, сформулировать бюджетные задания, проконтролировать их исполнение. Работа немалая, громоздкая, длительная. Но у руководства компании появляется возможность не только оценивать результаты деятельности с позиций максимизации прибыли в текущем периоде или конъюнктуры на рынке, но и сверять каждое действие ЦФО с задачами стратегического развития.

Руководитель одной компании, подводя итоги финансового года, отметил как большое достижение коллектива тот факт, что в этом году компания научилась строить бюджеты, и выразил уверенность, что в следующем году она научится жить по ним.

Большинство крупных предприятий сохранили в своих структурах прежние планово-экономические отделы и выступили преемниками методов и инструментов прошлых времен. К примеру, Техпромфинплан 70-х годов прошлого столетия, разработанный для внутризаводского планирования на предприятиях в условиях  централизованного управления народным хозяйством, может использоваться сегодня на предприятиях, входящих в холдинги или работающих в жесткой кооперации (см. «ЭЖ» №25, 2006 г.). При этом роль «вышестоящей организации» (министерства) играет управляющая компания холдинга или финансово-промышленная группа.

Если крупные предприятия, используя старые инструменты и методики, добавили к ним модные сегодня ключевые показатели эффективности и сбалансированную систему показателей, то малые и средние компании отказались от всего этого вовсе как от пережитка прежней планово-распределительной системы. Многие из них свели все планирование на «прикинем на пальцах, сколько можно получить».

Но некоторые из них — небольшие торговые компании, автомастерские, косметические салоны и др. — планируют размер будущей прибыли и составляют план постоянных и переменных издержек. Когда маржинальная прибыль становится равной постоянным издержкам и запланированному результату, получают реальный бюджет, обеспечивающий эффективную работу и успех (см. «ЭЖ» № 43, 2006 г.).

Но пока бюджеты разрабатываются, согласуются, утверждаются, ситуация успевает в корне измениться — все начинай сначала. Организация должна располагать персоналом, который может выполнять такую работу.

Интуитивное опасение, что управленческий учет и бюджетирование вскроют огрехи в деятельности и ее организации, недостаточные компетенции и профессиональную квалификацию сотрудников и, как следствие, повлекут оргвыводы, перестановку и даже увольнение, вполне справедливо.

Бюджетирование позволяет организовать эффективную систему управления, служит инструментом согласования интересов подразделений и сотрудников по достижению це-лей компании, инструментом конкордации (см. «ЭЖ» №33, 2007 г.).

Совместная работа по составлению бюджетов и их выполнению способствует поиску взаимопонимания, установлению конструктивных отношений, учит в интересах общего дела идти, с одной стороны, на уступки друг другу, а с другой — «держать удар» в экономически обоснованном отстаивании интересов каждого подразделения. Налицо социальный характер, казалось бы, чисто финансово-экономических инструментов.

Использование информационных систем, как специализированных, так и комплексных, не только повышает оперативность, но и дает возможность ключевым сотрудникам и руководству контролировать вклад каждого подразделения в общее дело, анализировать отклонения результатов от запланированных, принимать соответствующие решения.

В силу того, что на многих предприятиях утрачены или еще не приобретены навыки планирования и проведения финансово-экономического анализа, невысокая профессиональная подготовленность персонала, процесс постановки бюджетирования затягивается на годы.  При этом выполняется много ненужной, а подчас и вредной работы, растут затраты и трансакционные издержки. Надежда, что в этих случаях можно справиться своими силами, приводит часто к затянувшейся ситуации «Лебедя, Рака и Щуки». Хотя разрешить ее помогут консультанты, руководителям и специалистам предприятий необходимо повышать общую экономическую грамотность, изучать и овладевать передовыми технологиями и инструментами, обобщая прошлый опыт.

Как свидетельствуют письма читателей в редакцию, «ЭЖ» в немалой степени способствует этому.