Вся недвижимость — в одном кадастре

| статьи | печать

В будущем году практически полностью изменится система государственного учета сведений о недвижимом имуществе. Это связано со вступлением в силу с 1 марта 2008 г. Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон № 221-ФЗ), который вводит единую систему учета земельных участков и прочих объектов недвижимого имущества (в настоящее время учетом земли занимается Роснедвижимость, а зданий и сооружений — бюро технической инвентаризации).

На вопросы, возникающие у собственников недвижимости в связи с введением нового Закона, ответил заместитель директора Департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования Министерства экономического развития и торговли РФ Андрей Иванович ИВАКИН.

 

В каком порядке существующая система учета объектов недвижимости в БТИ будет заменена институтом кадастровых инженеров? Как будет организован кадастровый учет зданий, сооружений и помещений в переходный период? Кто будет утверждать квалификационные требования к кадастровым инженерам?

— Закон устанавливает целый ряд положений, которые должны обеспечить плавный переход от технического учета объектов недвижимости к кадастровому учету и от технической инвентаризации объектов недвижимости — к кадастровым работам.

Во-первых, до 1 января 2010 года полномочия по техническому учету сохраняются у БТИ на всей территории страны, за исключением отдельных регионов, где Правительство РФ вправе наделить этими полномочиями Роснедвижимость. Такой подход выбран для постепенной отработки технологий кадастрового учета недвижимости.

Порядок проведения БТИ технического учета сохраняется прежний, опять же если Правительство не внесет в него изменения. Сегодня этот порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921.

Единственное, что изменится с 1 марта следующего года, — это форма технического паспорта, выдаваемого для регистрации прав. С 1 марта 2008 года для целей регистрации прав на объекты недвижимости БТИ должны будут выдавать технические планы, по форме и содержанию соответствующие требованиям нового Закона.

Во-вторых, до 1 января 2010 года в отношении зданий, строений, помещений проводятся не кадастровые работы, а техническая инвентаризация в соответствии с ранее установленным порядком.

С 1 января 2010 и до 1 января 2011 года кадастровые работы могут проводить как кадастровые инженеры, так и БТИ. И только начиная с 1 января 2011 года все нормы Закона полностью вступают в силу и заканчивается переходный период. Этого времени достаточно для того, чтобы специалисты существующих БТИ смогли провести аккредитацию, необходимую для кадастровых инженеров.

Программа квалификационного экзамена кадастровых инженеров утверждается Правительством РФ.

В каких случаях и кому должны выдаваться кадастровые справки?

— Кадастровая справка может быть предоставлена любому лицу. Это документ, в котором представлены систематизированные сведения об объектах недвижимости на определенной территории. Например, количество жилых домов или средняя кадастровая стоимость земельных участков промышленного назначения. Предоставление таких сведений будет осуществляться за плату.

Согласно п. 4 ст. 15 Закона № 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления утверждает результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Каковы будут последствия, если указанный орган не утвердит результаты оценки?

— Последствия должны быть установлены самостоятельным законом, регулирующим порядок организации массовой оценки недвижимости для целей налогообложения. Такой законопроект уже разработан и внесен в Государственную Думу. Он наделяет полномочиями выступать заказчиками работ по массовой оценке органы власти субъектов РФ, устанавливает порядок досудебного разрешения споров по массовой (кадастровой) оценке и ряд других важных положений.

Согласно п. 2 ст. 20 Закона № 221-ФЗ с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. О каких лицах идет речь в данном пункте, учитывая, что подп. 5 п. 2 ст. 27 Закона № 221-ФЗ предусматривает отказ в осуществлении кадастрового учета, если с заявлением обратилось ненадлежащее лицо?

— Закон отдельно рассматривает несколько случаев кадастрового учета: постановка на учет объекта, снятие с учета объекта, учет изменений объекта, учет части объекта. Любые лица могут обратиться только в случае  постановки на учет объекта недвижимости. С заявлением о кадастровом учете в иных случаях может обратиться закрытый круг лиц.

Как должен решаться вопрос с объектами недвижимости, находящимися в общей собственности? Кто вправе подать заявление об их кадастровом учете: все собственники или любой из них?

— С заявлением о постановке на кадастровый учет — любой из собственников и любое другое лицо. В иных случаях кадастрового учета необходимо совместное обращение. Исключение сделано в отношении собственников общего имущества в многоквартирном доме, участников долевой собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, собственников общего имущества дачных, огороднических и садоводческих некоммерческих объединений. От лица таких собственников могут обращаться  уполномоченные общим собранием собственников представители. Это связано с невозможностью совместного обращения большого количества участников долевой собственности.

Кто должен подавать заявление в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 Закона № 221-ФЗ: владелец исходного объекта недвижимости или новых объектов недвижимости?

— На момент подачи заявления о кадастровом учете у новых (образуемых) объектов недвижимости не может быть владельцев. Они появятся после регистрации прав на образованные объекты недвижимости. Таким образом, заявление подает владелец исходного объекта.

С какой целью п. 2 ст. 39 Закона №221-ФЗ устанавливает запрет согласовывать местоположение границ на возмездной основе?

— На практике получили распространение случаи, когда собственники смежных участков требуют заплатить им за согласование границы. В принципе это требование незаконно даже в отсутствие указанной нормы Закона.

Какой орган должен утвердить порядок представления возражений в случаях, установленных в п. 3 ст. 40 Закона № 221-ФЗ?

— Закон не предусматривает утверждения органом власти специального порядка представления возражений.

Пояснительная записка к проекту Закона № 221-ФЗ предусматривала необходимость внесения поправок в 7 федеральных законов. Когда планируется их принять?

— Мы рассчитываем, что соответствующий законопроект Госдума примет до конца этого года.

Подробнее об этом читайте в рубрике «Законодательный портфель».

 

БУКВА ЗАКОНА

 

1. Кто вправе осуществлять кадастровую деятельность

Кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.

Пункт 1 ст. 29

2. Что такое кадастровая справка

Кадастровая справка представляет собой систематизированный свод кадастровых сведений об объектах недвижимости, расположенных на указанной в соответствующем запросе территории, или их отдельных видах.

Пункт 6 ст. 14

3. Если объект недвижимости был преобразован…

В случае образования двух и более объектов недвижимости в результате преобразования объекта недвижимости или объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех таких образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.

Пункт 1 ст. 24

4. Согласование границ только безвозмездно

Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ. Заинтересованное лицо не вправе согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

Пункты 1 и 2 ст. 39

5. Молчание — знак согласия

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись.

Пункт 3 ст. 40

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ЗАКОНА № 221-ФЗ