Школа бизнеса у теплого моря

| статьи | печать

Международный инвестиционный форум в Сочи (в «девичестве» Кубанский экономический форум) на прошлой неделе получил высшее подтверждение своей перспективности: его захотели купить владельцы крупнейшей в Европе ярмарки инвестиционных проектов в сфере коммерческой недвижимости MIPIM в Каннах, на которой ежегодно собирается высший менеджмент более 5500 крупнейших компаний из 65—70 стран мира, а объем заключаемых сделок исчисляется сотнями миллиардов евро.

Как известно, плохой товар не пользуется спросом у столь именитых покупателей. «Но мы не продадим!» — ответил Герман Греф, бывший в тот момент исполняющим обязанности министра экономического развития РФ.

 

Отдадим должное экс-министру: его стремление накрыть всю страну сетью больших и малых инвестиционных форумов уже приносит реальные плоды. Численность таких «торговых площадок» множится из года в год, региональные и местные власти, озабоченные проблемами развития территорий, уже научились не только выпрашивать казенные деньги у Центра, но и привлекать со всех сторон частные инвестиции: сегодня меньше, завтра больше, но процесс уже пошел.

Форум «Сочи-2007» в этом отношении стал несомненным российским лидером: здесь собралось около 8,8 тыс. бизнесменов и чиновников из 58 субъектов РФ и из 33 стран мира (для сравнения: «Кубань-2006» посетили 4400 человек из 53 регионов России и 14 стран мира). Весом оказался и результат: ожидали заключения соглашений на 10 млрд долл. — получили более 22 млрд (и прогноз, и оценка Г. Грефа). Правда, многие подписанные на форуме документы представляли собой лишь меморандумы, протоколы о намерениях. Но это нормально для таких мероприятий: серьезные деньги любят тишину, крупные сделки не заключаются на концертах и банкетах.

Конечно, центральное место в дискуссиях хозяева форума отвели грядущей Олимпиаде-2014. Олимпийские инвестиционные соглашения также превалировали — их набралось на 8 млрд долл. Но даже они не составляли большинства привезенных на форум инвестпроектов: один лишь Краснодарский край выставил здесь около четырех десятков проектов «регионального масштаба», а еще около 1300 предложений привезли муниципальные образования края. Причем все проекты были подготовлены «под ключ»: снабжены бизнес-планами, паспортами земельных участков, проектами подключения к инженерным сетям и коммунальной инфраструктуре. Словом, все было «по-взрослому». И так подготовились к «Сочи-2007» не только кубанцы.

В этом тоже была ценность сочинского форума: приехавшие на него новички могли перенять опыт более подготовленных коллег. На многих стендах можно было наблюдать, как рядом или вместе с потенциальными инвесторами пакеты документов тщательно изучали представители других регионов. И если ныне они уедут «пустыми», то через год смогут наверстать упущенное. Или даже не через год — ведь в России ныне чуть ли не каждую неделю проводятся аналогичные встречи – в Красноярске и на Дальнем Востоке, на Байкале и на Волге.

Естественно, в Сочи, как всегда в России, особым вниманием были окружены гости из дальнего зарубежья: восемь из них даже побывали на встрече Владимира Путина с отечественными лидерами бизнеса, которых на форуме оказалось 27 человек. Но Президент всячески подчеркивал заинтересованность в участии иностранных инвесторов в развитии инфраструктуры юга России: морских портов и аэропортов, строительство автомобильных и железных дорог. «Не будет никакой разницы в привлечении инвесторов по национальному признаку. Важны здесь будут только два принципа: цена и качество», — подчеркивал Президент. Особенно порадовали иностранцев слова В. Путина о том, что они будут «пользоваться самой непосредственной прямой поддержкой со стороны Правительства Российской Федерации и региональных властей тоже».

Поддержка им и впрямь потребуется немалая. Сергей Иванов там же добавил к словам Президента, что именно сейчас в Думе рассматривается закон о допуске иностранных инвесторов в стратегические отрасли российской экономики. А в нем, как известно (см. «ЭЖ» № 38), перечислено 39 отраслей, куда зарубежные капиталы будут допускаться на особых условиях. Причем под № 38 перечня вместо конкретной отрасли записано: «производство (реализация) товаров, оказание услуг в сферах, указанных в ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях». А в том Законе перечислены именно инфраструктурные отрасли: железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Правда, в России издавна суровость законов компенсировалась необязательностью их выполнения. Иностранцы об этом знают.