Ходишь на работу, ходишь…

| статьи | печать

Надо признать, трудовое усердие россиян не получило должного внимания со стороны чиновников Международной организации труда. В последнем ее докладе о производительности труда по регионам и странам мира в открытом доступе данные о России днем, как говорится, с огнем искать надо. Кое-что есть, да и на показатели других государств посмотреть интересно.

 

Такое впечатление, что после Второй мировой войны и восстановления Европы в западных мозгах царит полный штиль. Понятно, что можно рассчитывать среднегодовую производительность на одного работника за 25-летний период, к примеру, для тихой стабильной Швейцарии. Да хоть за 40 лет! Что же касается России, то извините…

Для нас и других стран из бывшего СССР период с 1980 по 2005 г. в целом был очень насыщен судьбоносными событиями и имеет явный исторический водораздел — условно говоря, до «третьей мировой» и после. Пожалуй, такое сравнение вполне уместно, учитывая масштаб потерь для российской экономики после распада Союза. Интересно, какая производительность труда у нас была году, например, в 1993-м и как она соотносится с показателем 1980 г.

Отчасти из таких соображений мы представляем здесь диаграмму, которую вы видите справа. Во-первых, она показывает не среднегодовые результаты, а по первому и последнему годам рассматриваемого периода, то есть масштаб перемен за четверть века. Во-вторых, хотя отдельно Россия здесь не представлена, но зато есть компания СНГ, что выглядит более резонно, раз уж в период включен немалый временной отрезок советского прошлого. И в-третьих, СНГ в диаграмме представлено… Турцией. Это не ошибка редакции, мы специально не стали править оригинал: пусть «мотовцам» будет стыдно! Причем данные по Содружеству выглядят все-таки скорее по-турецки, поэтому заострять на них внимание не будем.

Как видим, показатели производительности труда на одного занятого даны относительно уровня США. Это справедливо, поскольку в Штатах самый высокий результат: за прошлый год каждый занятый американец в среднем произвел продукт без малого на 63,9 тыс. долл. За ними стоят Ирландия — 55,98 тыс., Люксембург — 55,6 тыс., Бельгия — 55,2 тыс. и Франция — 54,6 тыс. долл.

Правда, авторы доклада делают существенную оговорку. Известно, что в каждой стране количество рабочих дней и отработанных часов разное. В силу этого по производительности труда в среднем за час на первой строчке оказывается Норвегия, США вторые, а замыкают тройку лидеров французы.

Если говорить о среднегодовом приросте производительности на работника, то на верхней ступени пьедестала стоит… не Китай, а маленькая Босния и Герцеговина. В целом по экономике этот показатель у нее 7,8%, китайцы же вторые с результатом 5,7%. Это тоже очень высокий результат: сравните — у США он составляет 1,7%. Но загляните в диаграмму и найдите показатели Китая: да, в современном мире в экономической гонке недостаточно иметь много рабочих рук, позарез нужны передовые знания, технологии, инновации.

И наконец, чтобы хоть как-то восполнить информационный вакуум по России, представляем читателям и табличку с данными о среднегодовом приросте производительности труда на одного занятого по СНГ. Надо признаться, «выдернули» мы ее из огромной таблицы, где фигурируют чуть ли не все страны мира. Но такой объем не вместишь, а, кроме того, из семи показателей по многим другим государствам нам и ближайшим соседям досталось, как видите, всего два… Заметим еще, что эти данные вполне правдоподобны, поскольку рассчитаны не с 1980 г., а все же поближе к современности: первая колонка берет начало в 1989 г., во второй — годы разнятся, для России это 1990 г.

Кстати, если все же припомнить, какая поруха произошла с нашей экономикой в 90-х, эти показатели мрачно, пожалуй, не выглядят.