Местная власть перед большим сбором

Глухая стена отделяет местную власть от федеральной
| статьи | печать

Сразу несколько значимых для муниципального мира событий происходит этой осенью. Во-первых, депутаты, члены Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС), внесли в Государственную Думу РФ законопроект о статусе депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления. Во-вторых, Советом подготовлен доклад «Местное самоуправление — ресурс развития страны» — своеобразный сборник лучших управленческих решений из более чем 500 российских муниципалитетов. И наконец, в конце октября созывается всероссийское муниципальное совещание, на котором ожидается выступление Президента России Владимира Путина.

Подробности «ЭЖ» выяснила у руководителя ВСМС, депутата Государственной Думы РФ Валерия Гальченко.

 

— Валерий Владимирович, давайте по порядку. Зачем нужно регулировать статус выборных лиц местного самоуправления (МСУ)?

— Предлагаемый закон установит общефедеральный статус муниципальных депутатов и глав муниципальных образований. Он устраняет пробелы в действующем законодательстве и максимально отражает все грани статуса выборного лица местного самоуправления.

Как в любом новом деле, реализация реформы местного самоуправления требует переосмысления многих стереотипов в умах тысяч людей — непосредственных участников продолжающегося крупномасштабного процесса. Как на местах, так и в центре.

К примеру, до сих пор сохраняется стена отчуждения между муниципальной и федеральной властями. Предлагаемые в обоих документах меры направлены на то, чтобы сломать эту глухую стену.

Годы муниципальной реформы подсказали, что необходимо централизованное регулирование вопросов, касающихся правовых и социальных гарантий выборным лицам муниципальных органов власти при осуществлении ими своей деятельности.

— Однако этим заняты законодатели в субъектах Федерации. В некоторых регионах уже приняты соответствующие законы. Более того, в Госдуму внесен законопроект о закреплении такой прерогативы за региональной властью.

— Убежден, что нельзя отдавать регулирование статуса выборных лиц местного самоуправления на откуп региональным законодателям. Должна быть единая государственная стратегия, одинаковая для всех регионов.

Иначе получится — точнее уже получается! — что муниципальные служащие, имея на первый взгляд одинаковый статус повсеместно, на разных территориях получают абсолютно разные права и возможности.

И потом, если есть Федеральный закон о муниципальной службе, то должен быть закон о статусе выборных лиц на муниципальной службе! Напомню, с 2009 года, когда в полной мере заработает 131-й Закон (Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». — «ЭЖ»), все региональные законы утратят свою силу, поскольку он не предусматривает участия субъектов Федерации в регулировании статуса выборных лиц местного самоуправления.

Регионы априори не могут устанавливать единое на всей территории страны право выборного лица местного самоуправления обращаться к руководителям и иным должностным лицам органов государственной власти по вопросам, касающимся решения проблем местного значения. И уж тем более региональные власти не могут обязать государственных служащих федерального ранга предоставлять информацию, запрашиваемую муниципальными депутатами или муниципальными служащими.

— Вы намерены ввести такие права одних и обязанности других?

— Да. Более того, новый законопроект устанавливает гарантии трудовых прав местным депутатам и муниципальным служащим, а также меры по обеспечению материально-финансовых условий осуществления ими своих полномочий. В частности, предусматривается ежемесячная оплата расходов для всех депутатов, а исполняющим свои обязанности на постоянной основе и другим выборным должностным лицам — ежегодные отпуска, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, бесплатный проезд на муниципальном общественном транспорте, государственное страхование.

Муниципальные депутаты смогут нанимать оплачиваемых помощников и получат право на получение и распространение информации, в том числе в местных СМИ, издаваемых с участием муниципального бюджета.

—Вы подготовили доклад «Местное самоуправление — ресурс развития страны». Кому он адресован?

— В первую очередь высшему руководству страны — Президенту, Правительству, парламенту.

В подготовке документа приняли участие более 500 муниципалитетов.

Идея доклада взята за основу при подготовке всероссийского совещания. Не случайно, что и доклад, и совещание имеют общее название «Местное самоуправление — ресурс развития страны».

Привычного «плача Ярославны» в докладе нет и на совещании не будет. Мы намерены не просить у государства, а предлагать ему лучшие наработки и практику реализации муниципалами задач, стоящих перед государством.

Совещание станет реальным действием в интересах муниципального сообщества и должно дать конкретные результаты для местной власти.

Мы уверены, что будет сформулирована стратегия совместных действий государственной и муниципальной власти и это станет началом конструктивного диалога государства с местным самоуправлением.