Новые ориентиры по старой схеме

| статьи | печать

В последние годы Россия активизировала усилия, нацеленные на географическую диверсификацию своей экономики, включающую приоритетное развитие сотрудничества с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). К сожалению, среди главных направлений пока превалируют экспортные поставки сырьевых товаров.

 

В состав межправительственного форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), образованного в 1989 г., сегодня входит 21 страна: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили и Япония.

На их долю приходится 56% мирового ВВП, 44 — оборота внешней торговли, более 40 — объема прямых иностранных инвестиций и 41% населения земли. АТР все чаще называют новым центром экономического и политического развития, который во многом определит будущее нашей планеты.

Россия использует сразу несколько механизмов экономической политики, направленных на географическую диверсификацию экономики и сотрудничество с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Важнейшим среди них становится Федеральная целевая программа развития Дальнего Востока. На ее реализацию бюджет выделит в ближайшие 5 лет порядка 570 млрд руб., которые будут израсходованы прежде всего на создание современной транспортной инфраструктуры (железных и автомобильных дорог, авиасообщения и т. д. ).

В следующем году закончится строительство первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), через который отечественные компании планируют поставить на экспорт около 30 млн т черного золота в страны АТР. После завершения сооружения всего комплекса ВСТО, который включает кроме трубопровода несколько компрессорных станций и перерабатывающих предприятий, наши партнеры по АТЭС смогут получать свыше 80 млн т сырья в год.

Нетрудно заметить, что на нынешнем этапе основное внимание уделяется поставкам сырьевых товаров, которые весьма востребованы странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, большие средства будут направлены на формирование трансконтинентального транспортного коридора, который соединит АТР с государствами Европейского союза.

Сырьевая ориентация сотрудничества прослеживается и в выборе членов Делового консультативного совета АТЭС, который сделал Президент страны в преддверии саммита, прошедшего на днях в Сиднее. Туда пригласили заместителя председателя Правления «Газпрома» Александра Медведева, главу металлургического холдинга Олега Дерипаску и руководителя ВТБ Андрея Костина.

Скромные шаги, направленные на развитие сотрудничества в научно-технической сфере, делаются сейчас на региональном уровне. Так, во Владивостоке в мае нынешнего года прошла Первая Тихоокеанская венчурная площадка «Приморье — инновационный терминал России в АТР», в работе которой приняли участие представители Китая и Японии.

На базе Дальневосточного государственного технического университета создан Центр инновационно-технологического сотрудничества России со странами АТР.

Реализация ФЦП по Дальнему Востоку проходит одновременно с подготовкой Стратегии развития региона, которую планируется завершить в течение года. Такую последовательность работы пришлось принять из-за того, что федеральный центр долгое время практически не уделял внимания восточным территориям и откладывать финансирование развития этих субъектов Федерации было просто невозможно.

Но, как говорится, нет худа без добра. Теперь по крайней мере есть время, чтобы включить в число приоритетов разрабатываемой региональной Стратегии высокотехнологичные отрасли, в частности гражданский авиапром, продукция которого очень востребована в странах АТР.

Мощным инструментом развития Дальнего Востока в ближайшие 5 лет, по оценке экспертов МЭРТ, станет Инвестиционный фонд, из средств которого будут финансироваться частно-государственные проекты общей стоимостью свыше 700 млрд руб. Хотелось бы надеяться, что часть этих денег достанется высокотехнологичным компаниям.

Тогда в 2012 г. на саммите, который будет проходить во Владивостоке, мы сможем предложить нашим восточным соседям не только нефть, газ, металлы и вооружение, но и продукцию электротехнического машиностроения, самолеты и IT-технологии.