Единое информационное пространство

| статьи | печать

Автоматизация производственной деятельности позволяет значительно повысить качество выпускаемой продукции и сократить сроки ее выхода на рынок. В этом убедилось ЗАО «ПК «Промконтроллер», организовав единую информационную среду, которая объединила работу конструкторских и технологических подразделений, плановых, учетных и аналитических отделов, менеджеров по управлению.

Производственная компания «Промконтроллер» разрабатывает, изготавливает и поставляет универсальные промышленные контроллеры, предназначенные для решения широкого круга задач автоматизации объектов в различных отраслях промышленности и ЖКХ.

Как показывает практика, не менее 70% временных и материальных затрат приходится на производственные функции и только 10% связано с учетной деятельностью. Поэтому автоматизация разработки нового изделия и подготовки производства является основным средством повышения эффективности работы и снижения издержек машиностроительного и приборостроительного предприятий.

Организация рационального взаимодействия инженерного персонала по разработке и производству изделия на этапах конструкторско-технологического проектирования приводит к уменьшению времени согласования и количества возвратов полученных решений для дополнительной коррекции, а также к переходу от последовательного метода выполнения этапов к параллельному.

Параллельный метод позволяет совместить не только этапы, но и взаимодействие работников в решении функциональных задач каждого из них, сократить или даже исключить межэтапные итерации.

Время производства составляет всего 5—10% от времени выполнения заказов. Поэтому предприятия крайне заинтересованы в средствах параллельного создания, управления, разделения и неоднократного использования электронной информации о выпускаемой продукции, а также в интеграции данных от всех участников этого цикла. Среди них компании-поставщики, организации, занимающиеся сопровождением и ремонтом, и т.д. Но всего этого можно достичь только при создании единого информационного пространства данных о корпоративной продукции.


Управление данными об изделии

В качестве автоматизированной системы, нацеленной на решение такого рода задач, используют системы управления данными об изделии (Product Data Management, PDM).

С их помощью осуществляется отслеживание больших массивов данных и инженерно-технической информации, необходимых на этапах проектирования, производства или строительства, а также поддержка эксплуатации, сопровождения и утилизации технических изделий. PDM-системы интегрируют информацию любых форматов и типов, предоставляя ее пользователям уже в структурированном виде.

Они работают с текстовыми документами, геометрическими моделями и данными, необходимыми для функционирования автоматических линий, станков с числовым программным управлением и др.

Интеграция PDM-систем с системами планирования и управления (ERP-системами) способствует существенному сокращению потерь в борьбе за рынки сбыта не только при выполнении работ над образцами новой техники, но и при организации работ по серийному и мелкосерийному выпуску продукции массового назначения.

При этом успех производителя определяется не столько созданием новой модификации серийного или нового изделия, сколько способностью быстро перестроить производственный процесс с «конвейера» на позаказное производство с учетом индивидуальных требований по каждому из заказов.

В этом случае на первый план выступают структуры производственных отношений, их изменение и упорядочение в ходе выполнения сформированного портфеля заказов.


Комплексная автоматизация

Для ПК «Промконтроллер» было важно иметь строгое соответствие между конструкторскими данными и данными, с которыми работают отдел снабжения и производство. Использование каждым подразделением своей информационной системы не позволяло решить эту задачу, так как постоянно возникали сбои при закупке комплектующих, что влекло за собой срывы сроков выполнения заказов. Ведь каждый из них необходимо согласовать с конструкторским и технологическим отделами, с загруженностью производства, его мощностями.

Комплексная автоматизация на платформе «1С:Предприятие 8» позволила создать единую информационную среду, в которой организована работа от приема заказа до сдачи готовой продукции. Инициатором такого проекта выступило руководство предприятия.

«Сложность состояла в анализе функциональных возможностей различных систем, в определении соотношения цена — качество. Изначально ставилась задача внедрения PDM- и ERP- систем от одного производителя, чтобы данные от конструкторов и технологов сразу находили отражение в контуре планирования», — говорит заместитель генерального директора предприятия Виктор Жуков, на которого было возложено руководство проектом в конструкторской и технологической его части.

Руководство автоматизацией финансового блока обеспечивал финансовый директор Виктор Поваляев. Он же курировал исполнение всего проекта.

Проведя технико-экономический анализ нескольких систем, было принято решение внедрить систему «ИТРП: Производственное предприятие 8. Стандарт» и систему управления инженерными данными и электронным архивом Appius-PDM.

Внедрение началось с контура конструкторско-технологической подготовки производства как важнейшего этапа производственного процесса. Создание электронного архива документации по продукту является, в свою очередь, первой ступенью внедрения технологий информационной поддержки жизненного цикла изделий.

Сегодня предприятие имеет возможность полностью согласовывать данные по составам изделий и технологиям  изготовления с данными  учетной системы; формировать полную информацию по расчету себестоимости и производственных циклов изготовления изделий. В результате предприятие может качественно выполнять большее число заказов.

Внедрение системы Appius-PDM позволяет предприятию формировать на выпускаемые изделия комплект стандартных документов: маршрутных и маршрутно-операционных карт ГОСТ 3.1118-82; операционных карт ГОСТ 3.1404-86; ведомостей норм расхода материалов ГОСТ 3.1123-84 ; ведомостей оснастки ГОСТ 3.1122-84; титульных листов ГОСТ 3.1105-84 ; карт эскизов ГОСТ 3.1105-84 и др.

Следующий этап комплексной автоматизации – внедрение системы, обеспечивающей управление всей информацией об изделии и связанных с ним процессах на протяжении всего его жизненного цикла — начиная с проектирования и производства до снятия с эксплуатации (Product Lifecycle Management, PLM), и системы оперативного управления производством (Manufacturing Execution System, MES).


КОНФИГУРАЦИЯ APPIUS-PDM НА ПЛАТФОРМЕ «1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8»:


·        управление нормативно-справочной информацией;

·        ведение данных по составам изделий и извещениям об изменении;

·        формирование конструкторских отчетов;

·        управление технологическими данными; ведение справочников операций, оснастки, переходов и пр.;

·        управление типовыми и групповыми технологическими процессами;

·        формирование комплектов технологических документов;

·        архив конструкторско-технологических документов.