Письмо Минфина России от 13 августа 2007 г. № 03-01-10/6-239

| статьи | печать

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО ОТ 13 АВГУСТА 2007 Г. № 03-01-10/6-239

 

О признании расходов по налогу на прибыль при приобретении для поездки в командировку оформленного в бездокументарной форме авиабилета

 

Приказом Минтранса России от 08.11.2006 № 134 были введены формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции. Как будут подтверждаться в целях исчисления налога на прибыль расходы работников, направляемых организацией в командировку, при оформлении проезда с помощью электронного пассажирского билета? Учитывая, что применяемая система электронного оформления билета не содержит цифровой подписи и печати, какой документ будет служить основанием для подтверждения ставки НДС 18 или 0%? При оформлении электронного пассажирского билета через агентскую сеть с применением ККТ на какую организацию (авиаперевозчика либо агента) должна быть зарегистрирована ККТ?

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по поставленным в письме вопросам сообщает следующее.

В соответствии с положениями ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, если для поездки в командировку был приобретен авиабилет, оформленный в бездокументарной форме, то оправдательными документами для признания расходов в целях налогообложения прибыли могут являться, по нашему мнению, распечатка электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе и посадочный талон.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом ставки налога на добавленную стоимость, применяемые к таким операциям, установлены ст. 164 Кодекса.

Указанной ст. 164 Кодекса особенностей налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа по территории Российской Федерации не предусмотрено. Поэтому такие услуги на основании п. 3 данной статьи Кодекса подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов.

Что касается услуг по перевозке пассажиров и багажа в международном сообщении, то согласно подп. 4 п. 1 ст. 164 Кодекса налогообложение налогом на добавленную стоимость таких услуг производится по ставке в размере 0 процентов при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.

Перечень документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки налога в отношении указанных услуг, установлен п. 6 ст. 165 Кодекса. Согласно положениям данного пункта налогоплательщик должен представить в налоговые органы выписки банка, подтверждающие поступление выручки за оказанные услуги, и реестр единых международных перевозочных документов, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.

Учитывая изложенное, действующий порядок применения налога на добавленную стоимость не обязывает налогоплательщиков, оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушными судами, представлять в налоговые органы перевозочные документы, в том числе в форме электронных пассажирских билетов.

Что касается вопроса, на какую организацию должна быть зарегистрирована контрольно-кассовая техника (авиаперевозчика либо агента) в случае оформления электронного пассажирского билета через агентскую сеть с применением ККТ, то следует руководствоваться положением п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, в соответствии с которым контрольно-кассовая техника, применяемая организациями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика.

 

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА

НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

С. РАЗГУЛИН