Проще, но…

| статьи | печать

Принятый после долгих дискуссий Закон «О государственном кадастре недвижимости» стал значительно лаконичнее существовавших ранее проектов. Его разработчики постарались, чтобы учет недвижимости был проще, быстрее и дешевле для наших граждан. Однако Закон не ограничивает доступ к рынку кадастровых услуг структурам, связанным с чиновниками.

Кадастровый учет ведется в нашей стране с 1991 г., но пока далеко не все земельные участки, не говоря о зданиях и сооружениях, внесены в Госреестр.

Главная причина такой «пробуксовки» — попытка решать с помощью кадастрового учета несвойственные ему разнообразные проблемы. Другими словами, требования, которые все это время пытались предъявлять к документации для постановки земельного участка или здания на государственный кадастровый учет, соответствовали задачам муниципального управления, налогообложения и т.п.

В Законе «О государственном кадастре недвижимости», принятом в июле нынешнего года, в качестве основной цели было поставлено обеспечение гражданского оборота объектов недвижимости. То есть главным в кадастровом учете стало описание земельных участков и объектов капитального строительства таким образом, чтобы их невозможно было перепутать, согласно простому принципу: «Вот это — мое, а вот это — ваше».

При таком подходе, по словам главы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Сергея Подобеда, многие разделы Закона стали лаконичнее, а некоторые, в частности глава по кадастровой оценке, фактически исключены. Оценка представляет собой весьма специфический процесс, не имеющий к кадастровому учету никакого отношения. Нормы, регулирующие ее процедуры, будут содержаться в законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Государственный кадастр недвижимости представляет собой систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с действующими правовыми нормами недвижимом имуществе, под которым понимаются как здания и сооружения, так и земельные участки. Он состоит из 3 разделов: реестра объектов недвижимости, кадастровых дел и кадастровых карт.

Ведение госкадастра на бумажных и электронных носителях информации осуществляет орган кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом власти, уполномоченным на осуществление функций нормативно-правового регулирования в этой сфере. На данный момент его роль играет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Простых граждан и сотрудников предприятий, измученных в бесконечных очередях в присутственных местах, прежде всего интересует, станут ли процедуры учета недвижимости проще, быстрее и дешевле.

Разработчики Закона считают, что он соответствует чаяниям многочисленных клиентов кадастровых служб, которыми рано или поздно становятся почти все россияне. И вот почему.

1. ПРОЩЕ. Граждане и юридические лица, желающие поставить на кадастровый учет свой земельный участок или здание, подают в местный орган госкадастра заявление, которое сопровождается документами, перечень которых точно определен в Законе.

Сюда входит квитанция об оплате госпошлины, затем следуют межевой план (при постановке на учет участка) и технический план здания (сооружения), документы, удостоверяющие право собственности и подтверждающие принадлежность участка к определенной категории земель, а также изменение назначения здания. Все эти бумаги частные лица и предприятия могут представлять в подлинниках, с которых сотрудники Агентства снимут копии, а затем вернут оригиналы заявителям.

Закон даже делает попытку приоткрыть гражданам дверь из индустриального общества в современное информационное. Но только попытку.

Он предусматривает возможность представления необходимых для постановки на учет документов в электронном виде с использованием электронной почты. К сожалению, процедура подтверждения подлинности документов в нем прямо не прописана, а дано лишь указание на порядок, который в дальнейшем определит Агентство кадастра недвижимости.

2. БЫСТРЕЕ. Постановка на учет объекта недвижимости или изменение в его составе, а также снятие с учета органы госкадастра должны проводить в строго ограниченные сроки — не более 20 рабочих дней со дня получения заявления.

В Законе прописаны причины, по которым органы госкадастра могут приостановить постановку на учет. Их не так уж много — всего четыре.

Прежде всего речь идет о различиях в представленных заявителем сведениях об объекте недвижимости, с одной стороны, и данных, находящихся в территориальном органе Агентства, — с другой.

Возможны случаи, когда на карте границы участка или здания «заезжают» на площадь уже существующего объекта недвижимости. Ну и, конечно, основанием для приостановки служит отсутствие какого-либо из необходимых сопроводительных документов.

Решение о приостановке должно быть принято в течение тех же 20 дней и вместе с мотивировкой передано заявителю в письменном виде.

Закон определяет ряд случаев, при которых территориальный орган агентства может отказать в постановке на учет объекта недвижимости. Их число больше, чем в ситуации с приостановкой, — порядка 30, но они подробно описаны в специальной статье (№ 17). Решение об отказе должно быть представлено заявителю в письменной форме с соответствующим обоснованием. Срок принятия такого решения также не должен превышать 20 дней, причем заявитель имеет право обжаловать его в суде.

3. ДЕШЕВЛЕ. Для демонополизации рынка кадастровых услуг и снижения цен Закон вводит институт кадастровых инженеров. Ими могут быть граждане России, имеющие соответствующее образование и получившие квалификационный аттестат. Кстати, все они будут учтены в специальном реестре, содержание которого разместят в сети Интернет.

Кадастровые инженеры смогут осуществлять свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, а также создавать юридические лица. Они будут объединяться в саморегулирующиеся организации, членство в которых не будет для них обязательным. Квалификационный аттестат будут выдавать органы исполнительной власти субъектов РФ.

Именно новое поколение работников с измерительными инструментами должно составлять (на основании договора подряда) межевые планы земельных участков и технические планы зданий, сооружений и помещений. Ну а чтобы чиновники не могли им портить кровь, Закон точно определяет требования к межевым и техническим планам.

Пожалуй, только две серьезные проблемы омрачают эту кадастровую идиллию.

Во-первых, бравые инженеры возьмут на себя всю полноту ответственной работы после переходного периода, который растянется на 3 года. Они начнут заниматься земельными участками параллельно с существующими сейчас структурами учета недвижимости начиная с 1 марта 2008 г. А к техническим паспортам зданий приступят лишь с 1 января 2010 г.

То есть еще более 3 лет мы будем наблюдать ту же картину очередей, равнодушия чиновников и взяток, которые существуют сейчас.

Во-вторых, в Законе не прописаны нормы, позволяющие исключить аффилированные лица из деятельности по кадастровому учету. В результате возникает возможность воспроизведения существующего ныне положения, при котором вокруг чиновников плодятся многочисленные связанные с ними конторы, и ни о какой демонополизации речь уже вести нельзя.

В текст документа можно было внести хотя бы те нормы, которые есть в антимонопольном законодательстве.

Чтобы не заканчивать на пессимистической ноте, отметим еще один положительный аспект нового Закона. Все участки и здания, учтенные ранее в соответствии с действовавшими в свое время правилами и нормами земельного кадастрового и технического учета, считаются учтенными объектами недвижимости.

Гражданам и представителям организаций не надо бежать и регистрировать свою недвижимость в госкадастре в пожарном порядке. А там и кадастровые инженеры подоспеют, будем надеяться, не аффилированные с уполномоченными государственными органами.