Сильна инерция «действий» по старинке

| статьи | печать

Правоприменительная практика реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части формирования состава имущества муниципальных образований свидетельствует, к сожалению, о некоторой пассивности региональных и местных властей.

 

Сейчас на территории муниципального образования есть 4 вида собственности: федеральная (государственная), региональная (субъекта РФ), частная и муниципальная. И все владельцы, кроме муниципалитетов, естественно, обязаны платить налоги местным органам самоуправления.

Полагаю, дотационные муниципалитеты являются сегодня таковыми не потому, что плохо хозяйствуют, а потому, что значительная часть имущества и земли на их территории принадлежит федеральным унитарным предприятиям.

И это несмотря на то, что законодательно созданы все предпосылки для ускорения процессов передачи соответствующего имущества.

Согласно принятому Закону решение о выкупе должно приниматься муниципалитетами, а стоимость земельного участка (предел стоимости) будет определяться властями субъекта Федерации.

Следует, видимо, несколько слов сказать о праве муниципалитета на земельные участки. Если говорить о земельных участках как элементе состава муниципального имущества, то необходимо сослаться на  ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации. Она определяет, что «в муниципальной собственности находятся земельные участки:

·       которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

·       право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; и те участки, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством».

Таким образом, сегодня система построения рынка земли и объектов недвижимости в основном действует с учетом муниципальной реформы и делает муниципалитеты конкурентоспособными по отношению к другим уровням власти.

В настоящее время в обществе активно дискутируется вопрос о единстве земли и недвижимости на ней. В связи с этим необходимо отметить, что в России земля всегда воспринимается в хозяйственном обороте как нечто отдельное от зданий, строений, сооружений.

Сейчас наше законодательство уже идет по пути мирового опыта, то есть в направлении формирования единого объекта недвижимости. Считаю, что муниципалитеты должны быть напрямую заинтересованы в ускорении движения по этому пути. Ведь основой самостоятельности местных органов власти является достаточность бюджета, базой которого служат закрепленные за муниципальными образованиями налоги. Главный из них — это налог на недвижимость.

В этой связи большое значение для кардинального решения проблемы обеспечения доходной части местных бюджетов имеет переход к единому налогу на недвижимость на основе рыночной или кадастровой стоимости объекта недвижимости и земельного участка, на котором он расположен.

Следует ускорить процесс принятия соответствующей главы Налогового кодекса РФ и ввести ее в действие с 1 января 2009 года — даты начала реализации муниципальной реформы в полном объеме.