Как выбирать мэра — решать горожанам

| статьи | печать

Вопросам методики формирования органов местного самоуправления порой уделяется незаслуженно пристальное внимание. Кое-кто даже пытается придать этой теме политическую окраску. Искусственное нагнетание эмоций вокруг выборов глав администраций муниципальных образований, в том числе мэров областных центров, не всегда оправданно.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) предусматривает вариативность способов замещения должности руководителя местной администрации, которого в средствах массовой информации часто называют сити-менеджером.

Один из вариантов — всеобщие прямые выборы, а второй — конкурсное назначение главы администрации. Оба способа имеют право на существование, поскольку у каждого есть свои плюсы. Какой из них применить в конкретном случае, определяет устав муниципального образования. Кстати, сам устав обсуждается на публичных слушаниях и принимается не менее чем двумя третями депутатов местного представительного органа.

У нас в Тюменской области большинство муниципальных образований сделали выбор в пользу конкурсного назначения главы местной администрации.

Такое решение приняли сформированные в результате прямых выборов местные думы, в частности и в Тюмени. Произошло это только после внесения изменений в устав города по результатам общественных слушаний, в которых приняли участие все желающие.

Конкурсный отбор — это тоже выборы, только не прямые, а двухступенчатые. В роли выборщиков здесь выступают депутаты местной Думы.

Мы считаем, что такая форма организации муниципальной власти оправдывает себя на практике еще и потому, что позволяет выбрать из множества кандидатов достойного профессионала с опытом управления, пользующегося доверием людей.

Кроме того, такая система преследует еще одну весьма практическую цель — из городского бюджета не тратится масса денег, которых всегда не хватает, на организацию и проведение выборов. Тюменцы рассудили, что этим ресурсам всегда можно найти более полезное применение, к примеру потратить их на ремонт дорог и систем жилищно-коммунального хозяйства, подготовку к зиме и т.д.

В самом начале перехода к конкурсному назначению глав местных администраций у нас возникли проблемы в сфере правового регулирования статуса назначенных людей. Прежде всего это касалось вопроса отнесения занимаемых ими должностей к разряду должностей муниципальной службы или иных должностей местного самоуправления. Точку в этом вопросе поставил принятый весной Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Теперь разночтений нет и уже не может быть.

Не так давно в областном центре — городе Тюмени выбирали главу городской администрации. Недостатка в претендентах на этот пост не было.

Заявления на участие в конкурсе поступили от представителей двух ведущих политических партий — «Единой России» и «Справедливой России». Соперничали с ними и хозяйственники с большим опытом работы, и женщины, даже воспитательница детского сада с солидным стажем.

Конкурс проходил в два этапа. Вначале конкурсная комиссия по отбору кандидатов выбрала двух из пяти претендентов.

Затем депутаты городской Думы, заслушав и обсудив программы оставшихся кандидатов, выбрали Евгения Куйвашева. И с ним, человеком, имеющим большой опыт работы по управлению муниципальными образованиями — поселком Пойковский и городом Тобольск, заключили контракт.

Во всем мире по действенности местного самоуправления судят об общественной активности населения, развитости гражданского общества в целом.

Убежден, что дальнейшее совершенствование политической системы нашего государства связано со становлением муниципального уровня власти. Любые органы власти уважают, когда в их руках есть инструменты для выполнения возложенных функций. А значит, утверждению авторитета органов местного самоуправления способствуют профессионализм их служащих и, конечно, бюджетная самостоятельность муниципалитетов. Кстати, экономические основы для развития местного самоуправления прописаны в Законе № 131-ФЗ.

С началом его реализации в полном объеме, естественно, возник вопрос о профессиональной подготовке кадров для управленческой работы в муниципалитетах.

Предвидя это, мы заранее приняли областную целевую Программу «Основные направления формирования кадровой политики в органах государственной власти и органах местного самоуправления Тюменской области на 2005—2008 годы».

Средства на повышение квалификации муниципальных служащих и выборных должностных лиц местного самоуправления по этой Программе выделяются из регионального бюджета ежегодно.

И в заключение хочу отметить, что вопрос о том, на какой форме замещения должности главы местной администрации лучше остановиться, какую из двух моделей считать оптимальной, должны решать сами жители города, района или поселения.

Что станет наиболее распространенным способом: прямые выборы или конкурсный отбор глав местных администраций — покажет время. Жители Тюменской области свой выбор уже сделали.