Заем на жилье: выгоду считает дающий

| статьи | печать

В случае предоставления организацией своему работнику целевого займа на строительство или приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры или долей в них неизбежно возникает вопрос об исчислении материальной выгоды от экономии на процентах.

Необходима ли предприятию доверенность от работника для исчисления, удержания и перечисления в бюджет НДФЛ с этого дохода? Какая ставка НДФЛ применяется к данному доходу? Какие документы представляет работник для подтверждения целевого использования заемных средств?

 

Вопрос о доверенности возник неспроста. Ведь ФНС России в Письме от 13.03.2006 № 04-1-02/130@ сообщала, что в рассматриваемом случае налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать налоговую базу и уплатить НДФЛ, а организация может это делать только при наличии доверенности от него.

На некоторые из этих вопросов Минфин РФ ответил в Письме от 12.07.2007 № 03-04-06-01/228.

Финансовое ведомство сообщило, что оно по-прежнему считает в отличие от ФНС, что при получении налогоплательщиком от организации дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, последняя на основании ст. 226 НК РФ признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в бюджет.

При этом удержания следует производить из зарплаты работника без каких-либо доверенностей от него.

Что касается налоговой ставки, то согласно п. 1 и 2 ст. 224 НК РФ она устанавливается в размере 13% в отношении доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств.

А вот что касается перечня документов, необходимых для подтверждения целевого использования заемных средств, то Минфин РФ от ответа уклонился.

Это и немудрено. Ведь документы, подтверждающие, что работник стал собственником жилья, появятся у него лишь спустя годы. Вот и получается, что без документов организация будет вынуждена доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах, облагать налогом по ставке 35%. Когда же они будут собраны, требовать возврата излишне удержанного налога необходимо будет уже в налоговой инспекции.

Ну а как быть, если по условиям договоров займа заемщики самостоятельно исчисляют материальную выгоду от сумм экономии на процентах и уплачивают НДФЛ? Должна ли компания как налоговый агент ежегодно представлять в налоговые органы сведения о суммах материальной выгоды работников в таком случае?

И на этот вопрос у Минфина РФ есть ответ. В Письме от 12.07.2007 № 03-04-06-01/226 он предупредил организации, что их статус как налогового агента, приобретаемый на основании норм НК РФ, не может быть изменен положениями договора займа, заключаемого между работодателем и работником. Это означает, что переложить довольно хлопотное дело исчисления материальной выгоды на сотрудника финансовое ведомство организациям не дозволяет.

Что же касается арбитражной практики, то она немногочисленна и противоречива.

Так, например, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 31.10.2006 № А82-6004/2004-27 оказался солидарен с Минфином РФ по этому вопросу, а вот ФАС Уральского округа в Постановлении от 30.08.2006 № Ф09-7737/06-С2 решил, что при выдаче займа работнику организация налоговым агентом не является.

Вот и выдавай после этого людям займы…