«Нулевое» разъяснение

| статьи | печать

ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ КОМПЛЕКСА УСЛУГ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ. ОДНАКО ФНС России ПОЛАГАЕТ, ЧТО ЭТО ЛИЦО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА НА ПРИМЕНЕНИЕ НУЛЕВОЙ СТАВКИ НДС. ТАК ЛИ ЭТО?

 

В недавно выпущенном Письме от 06.07.2007 № ШТ-6-03/534@ ФНС России обосновывает свою позицию следующим образом.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение по нулевой ставке производится, в частности, при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.

Положения данной нормы распространяются на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории России или ввозимых на ее территорию товаров, выполняемые (оказываемые) отечественными организациями или индивидуальны-ми предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории.

Далее чиновники указывают, что положения подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются на работы (услуги), выполненные (оказанные) непосредственно в отношении товаров, вывозимых и ввозимых на территорию России.

С учетом изложенного делается вывод о том, что услуги, оказываемые таможенным брокером, не относятся к комплексу услуг, оказываемых в отношении товаров, вывозимых за пределы России (ввозимых на ее территорию). Поэтому на основании п. 3 ст. 164 НК РФ реализация таких услуг подлежит налогообложению по ставке 18%.

По нашему мнению, позиция ФНС России, основанная на том, что брокерские услуги не связаны непосредственно с товарами, противоречит законодательству.

Подпункт 17 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ определяет таможенного брокера как посредника, совершающего таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать такие операции. А согласно подп. 20 п. 1 данной статьи таможенные операции — отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с ТК РФ при оформлении товаров и транспортных средств.

Из приведенных положений можно сделать вывод, что таможенные операции, совершаемые брокером, непосредственно связаны с перемещаемыми через таможенную границу товарами. В целях гл. 21 НК РФ такие операции следует считать услугами, выполняемыми непосредственно в отношении товаров по соответствующему договору, заключенному с декларантом или иным полномочным лицом. При этом из содержания подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ не следует, что указанные в этой норме услуги обязательно должны заключаться в физическом воздействии налогоплательщика на товары. А приведенный в подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ перечень работ (услуг) не является закрытым. Поэтому есть все основания утверждать, что брокерские услуги относятся к комплексу услуг, облагаемых по нулевой ставке НДС.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.01.2004 № Ф08-5071/2003-1971А. Отметим, что аргументы суда в данном случае отличаются от наших. Это можно объяснить особенностью позиции налогового органа. По мнению инспекции, услуги таможенного брокера, оказываемые не в рамках договора транспортно-экспедиционного обслуживания, а на основании самостоятельного агентского договора, не относятся к услугам, названным в подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Признавая такой вывод необоснованным, суд указал, что брокерские услуги могут быть отнесены к услугам, облагаемым по нулевой ставке на основании данного подпункта. Тот факт, что агентский договор был заключен вне рамок договора транспортной экспедиции, не влияет на существо правоотношений и не может являться основанием для отказа в применении налогоплательщиком льготной ставки налога на добавленную стоимость.