Замещающая иммиграция

С увеличением числа трудовых мигрантов возможность реальной культурной ассимиляции снижается
| статьи | печать

Из четырех национальных проектов — «Развитие АПК», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Образование» и «Здоровье» — Концепция демографического развития страны до 2025 года может оказаться самым важным документом за последнее десятилетие.

С демографическим кризисом у нас произошла та же история, что и с глобальным потеплением: сначала о приближающейся катастрофе говорили ученые, потом забеспокоилось общество, но не успело толком осознать масштабы надвигающейся беды, как оказалось поздно. Зима стала похожа на осень, москвичи — на жителей Самарканда, а население страны, согласно опубликованному в конце 2006 г. докладу
Роскомстата, стало убывать со скоростью порядка 750 тыс. человек ежегодно.

И если с изменением климата можно бороться, только объединившись всем светом, то национальная демография — дело рук самих государств.

Владимир Путин год назад в своем Послании Федеральному Собранию поставил задачу преодоления демографического кризиса. В течение года была подготовлена Концепция демографического развития страны до 2025 г., первое обсуждение которой прошло месяц назад на заседании Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике. Осенью окончательный ее вариант планируется представить на утверждение главы государства.

По словам первого вице-премьера Дмитрия Медведева, «речь идет о комплексном и стратегическом документе. Поэтому ответственность и за выбор соответствующих механизмов, и за приоритеты, которые мы определим, огромна.

На решение задач демографической политики в 2007 г. предполагается использовать порядка 95 млрд руб., а в проекте трехлетнего бюджета 2008—2010 гг. на те же цели заложено почти 500 млрд руб. Объем финансирования социальной сферы по линии нацпроектов в2007 г. превысит 300 млрд руб.

В целом эти затраты пойдут на создание:

· условий для роста продолжительности и качества жизни людей, побуждения их к сбережению здоровья;

· условий для формирования мотивации к рождению и воспитанию детей и укреплению основ современной семьи;

· эффективной миграционной политики.

По каждому из перечисленных выше пунктов в настоящее время наблюдается провал. По данным социологических исследований, большая часть российского населения ведет нездоровый образ жизни. В стране курят до 65% мужчин и до 25% женщин трудоспособного возраста. По оценкам зампредседателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Николая Герасименко, 40 тыс. человек умирает в год от злоупотребления алкоголем.

По сведениям главного санитарного врача Геннадия Онищенко, в стране около 2,5 млн алкоголиков. Не берегут россиян и работодатели: смертность на производстве составляет около 12—15 тыс. человек в год, что равняется советским показателям, при том что в СССР было намного больше населения и предприятий.

В результате такого отношения россиян к своему здоровью в 2006 г. треть всех умерших составили люди трудоспособного возраста. Рожают россияне менее охотно, чем умирают. Причины этого, однако, не так очевидны, как причины повышенной смертности. Исследователи предполагают разное — от материальных факторов (рождение первого ребенка понижает уровень жизни семьи минимум на 70%) до тонких психологических материй — как «людям нерадостно жить».

Законодатели, рассудив, что от поправки материальной части дела улучшится и психологический настрой семей, повели работу именно в этом направлении. Прежде всего с 1 января 2007 г. увеличили детские пособия. Теперь минимальное пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет составляет 1500 руб., за вторым и последующими детьми — 3000 руб. Причем такое пособие будут получать и неработающие женщины.

Для работающих матерей его размер составляет 40% заработка, но не менее 1500 руб. на первого ребенка и 3000 руб. — на остальных детей. Перечень нововведений в области поддержки семей с детьми этим не исчерпывается.

Внесены изменения в Закон РФ «Об образовании», предусматривающие компенсацию части родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Родителям одного ребенка теперь компенсируется 20% платы за детский сад, двоих детей — 50, троих и более детей — 70%.

Наконец, был введен материнский (семейный) капитал, который предоставляется семьям, в которых после 1 января 2007 г. появился второй или последующий ребенок. Капитал установлен в размере 250 тыс. руб. и будет ежегодно индексироваться в соответствии с инфляцией. Через 3 года средства материнского капитала можно полностью или частично направить на улучшение жилищных условий семьи, образование любого из детей или присоединить к накопительной части пенсии матери.

В ходе реализации Концепции демографического развития страны и всех сопутствующих ей проектов и программ в ближайшие 3—4 года ожидается снижение темпов убыли населения, а с 2011 г. должен начаться уже естественный прирост. К 2015 г. численность населения должна составить не менее 140 млн человек, к 2025 г. вырасти до показателя 143—145 млн. Должна к этому сроку вырасти и средняя продолжительность жизни россиян — до 70 лет.

Возможно, первые результаты новой госполитики мы уже наблюдаем: в январе — апреле 2007 г. в России родилось почти 490 тыс. детей, что на 5% больше, чем в соответствующем периоде 2006 г., а количество умерших сократилось почти на 50 тыс. человек (на 7%), в том числе за счет сокращения детской смертности. Этому способствовала программа «Родовый сертификат», реализуемая в рамках национального проекта «Здоровье» и направленная на повышение качества родовспоможения.

В России 2008 г. объявлен «Годом семьи», так что работа по укреплению этого общественного института будет усилена. Для начала, по мнению первого вице-премьера, необходимо подготовить и принять демографические программы территорий, определив в них не только меры и необходимые финансовые ресурсы, но и ожидаемые результаты.

Кроме повышения рождаемости и снижения смертности в Концепции отражена и потребность страны в привлечении трудовых мигрантов. Несмотря на «наметившуюся положительную тенденцию», демографический спад слишком велик, чтобы решать связанные с ним проблемы без привлечения иностранцев.

Согласно докладу ООН, сделанному еще в 1996 г., потребности России в привлечении трудовых мигрантов в период по 2026 г. оценивались в 500 тыс. человек ежегодно. Однако здесь есть другая опасность: миграция такого масштаба меняет лицо страны до неузнаваемости. Единственный способ разрешить проблему кардинально — сделать «чужого» «своим», ассимилировать. Прежде всего программы ассимиляции должны быть направлены на воспитание детей приезжих. Времена, когда можно было позволить себе недооценивать работу учителей, прошли. Россия сейчас получила огромный пласт неграмотных в отношении государственного языка мигрантов и их детей, сравнимый с количеством неграмотных крестьян в начале XX века.

Глобальный национальный проект в области демографии не сработает, если профессии учителей и врачей не получат тот высокий статус, который сейчас присвоен менеджерам.