Эшелон, полный рисков…

до 70 видов акций российских предприятий сегодня формируют первый и второй эшелоны
| статьи | печать

В последнее время много говорится о необходимости поиска новых идей на фондовом рынке. В рамках действующих бирж создаются площадки для работы с акциями небольших быстрорастущих компаний. На рынке коллективных инвестиций появляются новые инструменты. Все больше частных инвесторов начинают интересоваться бумагами второго и третьего эшелонов.

 

Унесенные дефолтом

После кризиса 1997—1998 гг. рынок акций большинства мелких и средних отечественных компаний, по сути, перестал существовать. Ценные бумаги многих эмитентов если и не исчезли с биржевых площадок, то надолго переместились в секторы индикативной торговли, где цены спроса и предложения отличались в несколько раз, а сделки по ним зачастую не совершались годами. Но в последнее время активность по операциям в этом сегменте фондового рынка значительно возросла. Более того, третий эшелон начинают «открывать» для себя и частные инвесторы.

Известно, что потенциальных инвесторов в этом сегменте рынка более всего привлекает высокая доходность, которая в несколько раз может превысить среднерыночную. Однако и опасности финансовых потерь при таких инвестициях также несоизмеримо высоки.

 

Особенности покупки котов в мешке

Покупка акций компаний третьего эшелона сопровождается рядом рисков. Главное – это отсутствие четкой рыночной цены, превращающей операцию на фондовом рынке в покупку кота в мешке. Как правило, эмитенты третьего эшелона – это крайне закрытые не только для потенциальных инвесторов, но и для собственных миноритарных акционеров компании. В этих условиях решения о покупке акций зачастую принимаются на основе простейших оценок и интуиции покупателя.

Так, автор данного материала в апреле 1998 г. приобрел небольшой пакет привилегированных акций компании, специализирующейся на первичной подготовке и переработке нефти. Отметим главные мотивы для подобной сделки:

·       Компания была монополистом в своей сфере на региональном рынке.

·       Базовые показатели деятельности акционерного общества на момент сделки были вполне неплохими.

·       Акции приобретались по крайне низкой, бросовой цене у бывшего служащего компании, отбывающего на ПМЖ за границу.

Уже в следующем году по этим бумагам были начислены беспрецедентные дивиденды, в общей сложности составившие порядка 75% от стоимости купленного пакета. Тогда же появились заявки на покупку акций предприятия, на 15% превышающие цену приобретения. К сожалению, пакет не был тогда продан. А уже через два года, после прихода на региональный рынок крупного нефтяного игрока, компания практически перестала функционировать и в настоящее время существует только на бумаге.

В этой связи рекомендуем при работе с третьим эшелоном принимать во внимание следующие правила:

1 Покупать неликвид следует не просто дешево, а по возможности очень дешево. Оптимальный вариант – покупка на серьезном падении рынка, а еще лучше в условиях панического сброса.

2 Продавать акции следует на пике роста, не дожидаясь максимальной цены. То есть строить какие-либо инвестиционные планы по неликвиду – достаточно проблематичное занятие.

3 Внимательно и регулярно следить за деятельностью предприятия на основе общедоступной информации о ФХД эмитента. Для этого хорошо иметь «своего» человека хотя бы в среднем управленческом звене такой компании.

4 Начинающему инвестору не стоит полагаться на ошибочные доводы типа: «Новичкам всегда везет» или «Рынок играет на моей стороне». В противном случае его может ждать серьезное разочарование.

5 Вполне возможно, что ваши вложения в бумаги третьего эшелона могут быть заморожены на довольно длительный срок.

6 Приготовьтесь к возможной потере всех инвестированных денег, а следовательно, никогда не покупайте неликвид на заемные средства!

 

«Неголубая» природа

Динамика цен на акции третьего эшелона соответственно имеет свои специфические черты и существенно отличается от поведения высоколиквидных акций. Так, «голубые фишки» и бумаги первого эшелона более оперативно реагируют на всевозможные изменения рыночной конъюнктуры, в то время как неликвид длительное время остается в неподвижном состоянии.

В период продолжительного падения рынка по большинству таких бумаг лишь увеличивается и без того широкий спрэд. Зато интерес к подобным акциям резко возрастает в период длительного роста. В последнее время подобные тренды на нашем рынке – довольно частое явление. На фоне «перегретых» бумаг первых эшелонов интерес участников рынка смещается к низколиквидным бумагам, спрэд сужается ближе к цене продажи. Тогда-то и наступает звездный час неликвида! В этом случае при удачной продаже такие инвестиции принесут прибыль в десятки, а то и в сотни раз больше, чем при вложении в «голубые фишки».

Кроме того, бумаги неликвида могут хорошо «выстрелить» при появлении узкокорпоративной информации, касающейся деятельности эмитента. Скажем, акции некой сапоговаляльной фабрики могут вырасти в десятки раз на фоне прошедшей информации о возможном крупном госзаказе обуви для армии. Рост неликвида гарантирован в момент активной фазы рейдерской атаки на предприятие или консолидации блокирующего пакета.

Подобные высокодоходные операции не редкость на отечественном рынке. Однако следует сказать о том, что такие сделки в подавляющем большинстве случаев все же являются результатом кропотливой работы профессионалов высочайшего класса.

 

Имя им – легион

По уровню ликвидности акции традиционно разбиваются на несколько классов, или эшелонов. «Голубыми фишками», или акциями первого эшелона, называют наиболее ликвидные бумаги фондового рынка с максимальными оборотами торгов. Вторым эшелоном традиционно называют менее ликвидные акции, по которым тем не менее торги проходят достаточно регулярно. Третий эшелон – акции с совсем низким оборотом торгов либо те, рыночную стоимость которых определить очень сложно. Деление это достаточно условное, никаких четких критериев нет, кроме того, показатели ликвидности могут изменяться во времени.

Если на первые два эшелона приходится порядка 60—70 видов ценных бумаг, то категорию низколиквидных и неликвидных образуют все оставшиеся акции российских открытых акционерных обществ. Именно поэтому сам термин «неликвид» применительно к данным эмитентам в принципе не содержит ярко выраженного негативного оттенка.