Грузоотправитель: кто он?

Первичные документы
| статьи | печать

Порядок заполнения товарно-транспортной накладной действующими нормативными документами должным образом не урегулирован. Как результат, проблемы, приводящие к конфликтам с контрагентами, а зачастую и с налоговыми органами.

 

Ситуация. Организация выступает в роли продавца по договору купли-продажи. Согласно условиям договора поставка осуществляется на условии франко-склад продавца.

Покупатель имеет договор автоперевозки на доставку груза от нашего склада до своего склада. Мы в данном договоре не участвуем.

Со склада товар принимает представитель покупателя на основании доверенности, выписанной покупателем.

Доверенность выписывается на имя водителя, который приехал за грузом от автотранспортной компании.

Право собственности (а также все риски) переходит с момента передачи товара перевозчику (как уполномоченному представителю покупателя).

Однако покупатель предъявляет нам требование о необходимости представления товарно-транспортной накладной на груз как необходимого первичного документа для расчетов с транспортной компанией и соответственно расчетов с бюджетом как по НДС, так и по прибыли. По мнению покупателя, в данной накладной мы должны быть заявлены как «Грузоотправитель». Данное именование в указанном документе несет за собой определенную ответственность (право на собственность).

Должны ли мы оформлять товарно-транспортную накладную в рамках договора перевозки, в котором не участвуем?

Можем ли мы именоваться в этом документе «Грузоотправитель»? Если да, то какие риски ложатся на нас? Если нет, то кто должен быть заявлен грузоотправителем в такой ситуации?

 

Инструкцией Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР №10/998 от 30.11.83 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» (далее — Инструкция № 156) установлено, что перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы № 1-Т.

Согласно Постановлению Госкомстата РФ от 28.11.97 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» товарно-транспортная накладная является документом, определяющим взаимоотношения грузоотправителей — заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполняющими перевозку грузов, оформляется при перевозке грузов автомобильным транспортом для учета движения грузов и расчетов за их перевозку.

Таким образом, товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

В рассматриваемом случае организация не заключала договор перевозки с транспортной компанией и не оплачивала такую перевозку.

Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций, содержащимся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 № 132, для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации применяется форма № ТОРГ-12 «Товарная накладная». Действительно, ваша компания не обязана оформлять товарно-транспортную накладную.

В данном случае для вашей организации достаточно оформить накладную № ТОРГ-12. Такую позицию поддерживает и судебная практика.

 

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 10.02.2006 № А56-19865/2005 суд указал, что поскольку организация не имела договорных отношений с организациями — владельцами автотранспорта относительно выполнения работ по перевозке товаров, то первичными документами для нее являются не товарно-транспортные, а товарные накладные.

 

Надлежаще оформленная товарно-транспортная накладная необходима для вашего контрагента для подтверждения хозяйственных операций.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы); дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления.

Порядок оформления графы «Грузоотправитель» содержится только в Инструкции № 156.

В соответствии с п. 9 Инструкции №156:

·        в строке «Заказчик (плательщик)» необходимо указать наименование организации, производящей оплату транспортной работы по данной накладной;

·        в строках «Грузоотправитель» и «Грузополучатель» записать наименования организаций, производящих соответственно отгрузку (списание) и получение (оприходование) перечисленных в документе товарно-материальных ценностей.

Однако разъяснения, содержащиеся в Инструкции № 156, относились к заполнению типовой межведомственной формы № 1-т, которая была отменена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.97 № 78. Указанным Постановлением была утверждена и введена в действие с 1 декабря 1997 г. типовая межотраслевая форма № 1-Т «Товарно-транспортная накладная». Ни один нормативный акт, кроме Инструкции № 156, не содержит разъяснений, каким образом заполняется графа «Грузоотправитель» в товарно-транспортной накладной при перевозках автомобильным транспортом.

Таким образом, ситуация по заполнению товарно-транспортной накладной в случае, когда договор перевозки заключен покупателем, а товар отгружается со склада продавца, однозначно законодательством не урегулирована. С одной стороны, в качестве грузоотправителя называется лицо, заключившее договор перевозки, с другой — лицо, фактически производящее отгрузку.

Обширная судебная практика подтверждает, что налоговые органы зачастую придерживаются именно той позиции, что в графе «Грузоотправитель» должны быть сведения именно о той организации, со склада которой отгружаются товары.

Поэтому при отказе заполнять графу «Грузоотправитель» у контрагента могут возникнуть проблемы с налоговыми органами.

В соответствии с п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

В данном случае поставка осуществляется на условии франко-склад продавца. Право собственности (а также все риски) переходит с момента передачи товара перевозчику (как уполномоченному представителю покупателя). Переход права собственности регулируется законом (ГК РФ), договором поставки и не зависит от того, как ваша организация указана в товарно-транспортной накладной.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. С одной стороны, если организация не участвует в договоре перевозки, то составлять товарно-транспортную накладную она не обязана. Никакого наказания в данном случае для вашей организации законодательством не предусмотрено. Судебная практика подтверждает данную позицию.

2. С другой стороны, законодательство обязывает вашего контрагента составлять надлежаще оформленную товарно-транспортную накладную. Разъяснения по вопросу заполнения графы «Грузоотправитель» содержатся только в Инструкции № 156. Обширная судебная практика подтверждает многочисленные претензии налоговых органов в случае, если налогоплательщиком при проверке представлены товарно-трнаспортные накладные, в которых отсутствуют сведения о фактическом грузоотправителе товара.

3. Считаем, что заполнение графы «Грузоотправитель» вашей организацией не противоречит закону.

4. Заполнение необходимых строк товарно-транспортной накладной не влечет для вашей организации каких-либо негативных последствий и никак не связано с переходом права собственности на товары.

(Подробнее о порядке применения товарно-транспортных накладных см. «Бухгалтерское приложение» № 04 за 2007 год, стр. Б12.)