Только в полете живут самолеты

На 60% — до 35 млн пассажиров — вырос объем перевозок гражданской авиацией за последние 6 лет
| статьи | печать

Гражданская авиация могла бы стать основным интегратором России, связав центр и отдаленные регионы (60% страны), где наземные транспортные коммуникации либо отсутствуют, либо развиты чрезвычайно слабо.

Реальность и фантазии

Парк российской гражданской авиации — 2,5 тыс. воздушных судов. Это в 3 раза меньше, чем 15 лет назад, когда «Аэрофлот» перевозил в год до 80 млн пассажиров. Но и эта цифра далека от транспортного потенциала США — 700 млн пассажиров в год.

С 1990 г. поставлено всего 36 новых лайнеров (8% перевозок). 60—62% пассажиров летают на самолетах 60—70-х гг., которые выработали ресурс от 56 до 85%. Остальной объем перевозок лежит на 150 иномарках — по большей части second hand, или по-русски б/у.

Резкое изменение соотношения между уровнем дохода граждан и средним уровнем пассажирских тарифов сделало услуги гражданской авиации для значительной части населения недоступными. Стала очевидной транспортная разобщенность России и фактически транспортная изоляция целых регионов. То есть уверенно говорить о возможности любого гражданина свободно купить билет на российский самолет и безопасно слетать в любую точку страны или мира пока не приходится.

Поэтому сегодня Минтранс РФ главной стратегической задачей гражданской авиации ставит восстановление ее роли как общедоступного вида магистрального транспорта.

Панацея авиации

Задача для ФЦП — довести к 2010 г. до 80—85% объем авиаперевозок на отечественных воздушных судах нового поколения — пока кажется фантастикой. По заявлению главы Минтранса Игоря Левитина, российские авиакомпании (АК) станут покупать самолеты Ту-334 и Ан-148, если будет начат их серийный выпуск.

«Нам нужно ежегодно 100 самолетов. Если будет налажено серийное производство лайнеров этих типов, организована их послепродажная поддержка и авторское сопровождение, то авиакомпании готовы их взять», — утверждает министр.

Решить проблему закупки новой техники, по мнению властей, поможет авиационный холдинг — Air Union, указ о создании которого Президент России подписал 2 мая. Доля государства составляет не менее 45%: в качестве вклада оно вносит контрольные пакеты ОАО «АК «Домодедовские авиалинии» (50,04%) и ОАО «АК «Красноярские авиалинии» (51%), а также ОАО «АК «Самара» (46,5%). Частные же инвесторы вложат оставшиеся пакеты акций этих авиакомпаний, а также акции ОАО «Омскавиа», ОАО «Сибирская авиатранспортная компания» и долю в ООО AirUnion RRJ, которое уже заказало к 2009 г. 15 среднемагистральных самолетов SuperJet-100.

По мнению аналитиков, новая АК может стать третьей в России по объему пассажирских перевозок. В 2006 г. участники альянса Air Union перевезли около 3,3 млн пассажиров («Аэрофлот» — 7,3 млн, «Сибирь» — 4,9 млн). Однако основные фонды «Эйр Юнион» — около 500 млн долл. — ставят под сомнение ее возможности cамостоятельно обновить авиапарк.

Необходимы господдержка, льготные условия кредитов и лизинга новой техники, а также таможенные преференции на ввоз иностранных самолетов.

К сведению

Доля российских компаний на мировом рынке авиаперевозок приближается к 2%. География полетов для граждан РФ расширилась до 728 пунктов в 149 странах, с удобными стыковками рейсов и единой зоной обслуживания. Несмотря на рост цен на топливо и активную экспансию, на российский рынок более 50 иностранных авиаперевозчиков 11 крупных отечественных АК (из 180 зарегистрированных) наращивают частоту полетов и открывают новые внутренние и международные маршруты.

Россия оптимизирует систему международных авиалиний, проходящих через ее воздушное пространство, повышает пропускную способность транссибирских и 4 кроссполярных маршрутов, которые уже выполняют 7 иностранных авиакомпаний: United Airlines, Air Canada, Continental Airlines, Cathay Pacific Airways, Singapore Airlines, Air China и Thai Airways.

По ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 гг.)» предстоит:

· Сформировать опорную сеть аэропортов федерального значения (крупных пересадочных узлов и региональных аэропортов). Если все планируемые инвестиции будут реализованы, то, например, суммарный пассажирооборот московских аэропортов Шереметьево, Домодедово и Внуково к 2015 г. составит более 70 млн человек в год (для сведения: крупнейший аэропорт — лондонский Хитроу в 2005 г. обслужил 68 млн пассажиров).

· Создать и внедрить новую автоматизированную систему управления воздушным движением, модернизировать техническое обеспечение воздушных трасс, районов аэродромов и нижнего воздушного пространства, сформировать 6 укрупненных центров организации воздушного движения.

· Реконструировать 45 взлетно-посадочных полос и заменить светосигнальное оборудование на 30 аэродромах.

· Модернизировать объекты наземной инфраструктуры, что позволит увеличить трансферт до 3—4 млн пассажиров в год.

· Добиться того, чтобы не менее 60% воздушных судов удовлетворяли стандартам ИКАО по авиационному шуму.