Группа особого риска

| статьи | печать

Российский малый бизнес в прошлом году порадовал своими успехами: темпы роста «малышей» были в 2,5 раза больше, чем у остальной экономики. Теперь необходимо быстрее принять закон о развитии малого предпринимательства, предусмотрев там максимальные меры поддержки. В противном случае усилившаяся после вступления в ВТО конкуренция ударит по малым компаниям на взлете.

Объем производства товаров и услуг малых фирм в 2006 г. вырос на 20%, а размер инвестиций и того больше — почти на 30 процентных пунктов. На 5% увеличилось количество малых предприятий, причем особенно отрадно, что наиболее быстрыми темпами прирастал малый бизнес в районах, далеких от федерального центра, — на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Замедлить динамику малого бизнеса, только начавшего набирать высокие обороты, может вступление России в ВТО, которое ожидается в начале следующего года. Опыт многих стран, ставших членами этой международной торговой организации, показывает, что малые предприятия оказываются в зоне повышенного риска. Ведь более широкий доступ иностранных производителей на наш рынок обострит конкуренцию именно в тех сегментах экономики, где как раз и работают малые предприниматели.

Многое здесь будет зависеть от поддержки государства, которое не на словах, а конкретными делами и деньгами должно помочь национальному бизнесу адаптироваться к новым правилам игры.

Представители экономических ведомств оптимистично (как им и положено по должности) оценивают ситуацию. Так, статс-секретарь МЭРТ Андрей Шаронов считает, что вступление в ВТО принесет «малышам» больше преимуществ, чем уступок.

По его оценке, 45% малых предприятий в сфере торговли, обеспечивающих 75% оборота всего малого бизнеса в стране, получат дополнительный стимул для развития. Увеличение объемов импорта даст им возможность расширить свой ассортимент и снизить цены.

Производственным же фирмам, по мнению статс-секретаря, придется несладко, в некоторых сегментах экономики они могут проиграть иностранным конкурентам. Так, сложными станут условия работы строительного малого бизнеса, успешность которого во многом зависит от цен и тарифов на услуги естественных монополий.

Сами представители малого бизнеса видят ситуацию, связанную со вступлением в ВТО, гораздо более сложной. Очень показателен опрос представителей малого и среднего бизнеса, проведенный социологической службой «Кассандра». Свыше 60% респондентов считают, что вступление в ВТО было стратегически правильным решением, лишь 17% негативно оценивают присоединение нашей страны к ней.

А вот оценка хода подготовки нашей страны к вступлению в ВТО диаметрально противоположна: только 16% малых предпринимателей удовлетворены процессом интеграции России в мировой коммерческий альянс, а подавляющая часть (74%) им недовольна.

Более половины опрошенных уверены, что малых предприятий, способных конкурировать с зарубежными производителями, в нашей стране просто нет! По мнению 42% респондентов, лишь 10% малых фирм сегодня готовы к работе по нормам и правилам ВТО. Но особенно интересны ответы на косвенные вопросы, которые зачастую более показательны, чем мнения, высказанные по проблемам, поставленным, что называется, в лоб.

Социологи попросили малых предпринимателей оценить конкурентоспособность различных видов продукции (наукоемкой, товаров народного потребления и т. п.) по 5-балльной шкале. Ни в одной из товарных групп средняя оценка продукции, данная самими представителями малых фирм, не поднялась выше 3 баллов. Вот такой бизнес троечников в нашей стране получается (чтобы не сказать двоечников). Между тем вступление в ВТО не просто не за горами, оно уже стоит у порога офисов и производственных помещений наших предприятий. Поэтому необходимо в сжатые сроки завершить непомерно затянувшийся процесс законодательного регулирования малого предпринимательства и защиты его интересов.

По оценке президента Торгово-промышленной палаты Евгения Примакова, изменения в законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства тормозит лишь неконструктивная позиция чиновников.

Они необоснованно противятся нескольким положениям документа. Во-первых, освобождению малых предприятий от обязанности вести бухучет; во-вторых, разрешению торговать без кассовых аппаратов; в-третьих, выделению в муниципальных образованиях объектов нежилого фонда, предназначенных исключительно для малого бизнеса.

Попытки усложнить жизнь «малышам» делаются под надуманным предлогом — помешать делению крупного бизнеса на мелкие компании. А на самом деле в очередной раз вместе с водой выплескивается ребенок.

Порог выручки, необходимый, например, для отнесения юридических лиц к категории малых в целях УСН, для крупного бизнеса низок (15 млн руб. в год — чуть более полумиллиона долларов). Вряд ли на практике найдется много серьезных предпринимателей, которые начнут дробить свой бизнес ради весьма скромных потенциальных выгод. Сразу же возникнут большие проблемы с управленческой отчетностью, о получении же кредита или выходе на фондовый рынок придется забыть,

Независимые эксперты также не согласны с мнением МЭРТ о преимуществах, которые получат малые торговые фирмы после присоединения к ВТО. Наоборот, сформированные у нас цепочки посредников неконкурентоспособны по сравнению с современными дистрибьюторскими сетями. Они же делают неконкурентоспособными многие отечественные товары. В розничной цене, например, сельскохозяйственной продукции на долю самого производителя — крестьянина или фермера — перепадает в лучшем случае лишь четверть доходов.

Государству, проявившему удивительную целеустремленность в изобличении противоправной деятельности в крупных нефтегазовых компаниях, давно пора устранить недобросовестную конкуренцию в торговле со стороны мафиозных кланов и примкнувших к бюрократическим структурам коммерческих фирм. Ведь если к ней добавится натиск со стороны зарубежных конкурентов, большинство малых торговых предприятий могут оказаться на грани банкротства.

Еще одна насущная проблема — внедрение международной системы стандартов качества. Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: сертификаты ИСО 9001—2001 имеют около 100 тыс. российских предприятий, а по официальной статистике таких фирм не более 5 тыс. Просто остальные 95 тыс. компаний приобрели заветные документы по адресам, указанным в рекламных объявлениях: «сертификат ИСО 9000 за три дня, цена — от 80 тыс. руб.».

Подобные бумажки могут служить пропуском к участию в торгах на муниципальные заказы в России, а при попытке выхода на мировые рынке ничего, кроме срама, не оберешься. Держава должна обеспечить «малышам» информационную поддержку, проводить необходимое обучение, сделать процедуры получения международных сертификатов качества недорогими и доступными. Нужно наконец закончить процесс разработки и принятия технических регламентов.

Долгим и зачастую мучительным был путь отечественного малого бизнеса от многолетней стагнации к высоким темпам развития. Сегодня государство и структуры гражданского общества просто обязаны сделать все необходимое, чтобы присоединение нашей страны к ВТО не превратило взлет в падение.