Как увеличить собираемость местных налогов

| статьи | печать

Согласно действующему законодательству муниципальные образования второго уровня — поселения могут регулировать ставку только по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу. Однако их доля  в доходах в 2006 году составила лишь 7,2%.

 

С 1 января 2007 г. в стране нет больше сборщиков налогов. А это, по мнению большинства экспертов, устранение единственной возможности прямого участия муниципальных образований в сборе собственных доходов.

Службы сборщиков налогов успели получить широкое распространение в субъектах РФ. И неудивительно, поскольку органы местного самоуправления повсеместно устанавливали прямой контакт с каждым налогоплательщиком, что было эффективной мерой по снижению и недопущению недоимки.

С одной стороны, государство принимает меры по совершенствованию подходов к определению налоговой базы муниципальных образований. В Бюджетном послании Президента РФ, к примеру, подчеркивается необходимость введения налога на недвижимое имущество.

С другой стороны, государство упускает управление над процессом повышения уровня собираемости исчисленных и предъявленных к уплате налогов. Это ведет к тому, что органы местного самоуправления лишаются возможности непосредственно влиять на развитие собственных доходов.

Безусловно, существуют меры по вовлечению причитающихся сумм налогов, в том числе направление налоговых требований, начисление пеней. Однако они не всегда эффективны. К примеру, сумма пени по имущественным налогам не настолько большая, чтобы заставить гражданина своевременно заплатить налог. Что же касается требований об уплате налогов — иногда должники их просто не получают в силу разных обстоятельств.

Как в такой ситуации повышать налоговую дисциплину граждан? К ним нельзя применить меры воздействия за несвоевременную уплату налогов, используемые в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В самом деле, не накладывать же арест на имущество «злостного» неплательщика мизерных платежей.

В отношении организаций и бизнесменов можно приостановить операции по их счетам для исполнения решения о взыскании налога и/или сбора или наложить арест на их имущество. В соответствии со ст. 76 НК РФ такое решение принимается руководителем налогового органа, и оно обязательно для банка. Но перед этим в случае неисполнения организацией в установленные сроки обязанности по обязательным платежам руководству направляется требование об уплате налога.

Почему бы такой механизм воздействия не использовать против индивидуального нарушителя (непредпринимателя) налогового законодательства?

Применять подобную норму в отношении граждан, пренебрегающих обязанностью по уплате имущественных налогов, думаю, можно поэтапно.

При неуплате гражданином земельного налога и налога на имущество физических лиц в установленные сроки налоговый орган, как и предусмотрено действующим законодательством, направляет должнику требование об уплате налога.

В случае неуплаты налога в соответствии с этим документом налоговый орган, скажем, через 3 месяца, принимает соответствующее решение и направляет требование уже в адрес работодателя гражданина. Ведь есть текущий поток денежных средств налогоплательщика — это ежемесячно начисляемая ему заработная плата. Есть и налоговый агент — работодатель, который может удерживать и перечислять в соответствующий бюджет задолженность по налогу согласно полученному от налогового органа документу.

Вычеты могут производиться как единовременно, так и по частям. Все зависит от величины получаемой зарплаты и суммы задолженности по налогам. Поскольку существуют установленные законом нормы вычетов из заработной платы налогоплательщика.

Безусловно, описанный механизм требует законодательного закрепления путем принятия дополнений и изменений в действующие законы и кодексы. В частности, надо предусмотреть технические условия обеспечения налоговых органов информацией о месте работы налогоплательщиков, периодичность ее обновления и другое.

Принципиально важно понимать, что цель такой меры воздействия на степень собираемости местных налогов — не стремление «загнать в угол», а повышение гражданской ответственности и созидание налоговой культуры общества. Каждый из нас должен четко осознавать, что закон для всех одинаков. Тем более что уплаченные местные налоги в той или иной степени к нам же и возвращаются через бюджетное финансирование отдельных социальных секторов.

 

К сведению

Под сборщиками налогов и (или) сборов понимались государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы, должностные лица и организации, осуществляющие прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет (ст. 25 Налогового кодекса РФ).

По Федеральному закону от 27.07.2006 №137-Ф3 «О внесении изменений в ч. 1 и 2 НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» эта статья Налогового кодекса признана утратившей силу.