Денег не хватает, но и лишнего не надо

Администрирование местных налогов муниципалитетами нужно закрепить в Бюджетном и Налоговом кодексах
| статьи | печать

Органы местного самоуправления (ОМСУ) в голос твердят о нехватке средств в муниципальных бюджетах для исполнения даже своих прямых обязанностей — проблем местного значения. На «круглом столе» по финансовому обеспечению муниципальных образований (МО) в условиях среднесрочного бюджетного планирования в Госдуме РФ глава администрации Петровского муниципального района Ставропольского края Александр Захарченко заявил, что ни один из законодательно закрепленных вопросов не обеспечен финансами в полном объеме. Сегодня он отвечает на вопросы «ЭЖ».

— Александр Александрович, перечислите, пожалуйста, хотя бы часть полномочий, отнесенных Законом о местном самоуправлении, но не обеспеченных финансами (от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

— Итак, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования. Из краевой в муниципальную собственность было передано 161,42 км автодорог и средства в объеме 23,5 млн руб. По расчетам краевого Управления дорожного хозяйства, реальная стоимость их содержания и ремонта составляет 104,5 млн руб. То есть финансовая обеспеченность — всего 22,6%.

Далее владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом. В течение только 2005—2006 гг. в собственность района передано краевого имущества на 442,8 млн руб. Это 193 объекта недвижимости, 50 учреждений образования, здравоохранения и культуры, 2 унитарных предприятия. На инвентаризацию, оценку стоимости данного имущества, его государственную регистрацию необходимо 2,2 млн руб. Мы набрали из собственных средств только 137 тыс. руб. Сколько это в процентах, считайте сами.

— Получается около 6%.

— Вот именно.

Полномочия муниципального района в сфере образования, здравоохранения, культуры выполняются в полном объеме только по статьям «заработная плата» и «оплата коммунальных услуг». В бюджете района не предусмотрены расходы на установку пожарной сигнализации, противопожарные мероприятия, установку сигнализаторов загазованности. Так что сельские поселения на территории муниципальных районов вынужденно становятся пожароопасными.

Изношенность материальной базы по бюджетным учреждениям — 80%, а средств на обновление нет. В 2007 г. капитальные расходы в бюджете района составляют менее 2%. По самым скромным подсчетам, на капремонт объектов образования, здравоохранения и культуры требуется более 70 млн руб.

Думаю, что достаточно примеров.

— А что, есть еще?

— Конечно. Для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов нужен полигон. На его строительство необходимо более 30 млн руб., в том числе 1,5 млн — на проектно-сметную документацию.

Из-за отсутствия средств мы не можем исполнять свои полномочия по организации электрического и газоснабжения поселений, по участию в профилактике терроризма и экстремизма. Не можем обеспечить охрану окружающей среды и обеспечить безопасность людей на водных объектах.

И этот перечень можно продолжать. Не случайно и вы не так давно писали, что у муниципальных образований полномочий становится больше, а денег — меньше («ЭЖ» № 16, 2007 г.). Всего в нашем районе на реализацию и качественное исполнение всех вопросов местного значения необходимо дополнительно не менее 200 млн. руб. — но их нет.

— А как обстоят дела с исполнением полномочий, переданных муниципалитетам органами государственной власти? Уж они-то обеспечены деньгами?

— Если бы! На уровень муниципального района делегируются полномочия федеральных и региональных органов государственной власти, однако не все они обеспечены средствами на администрирование переданных полномочий.

Для примера. Одним из самых больных вопросов для местных бюджетов остаются местные налоги. Администрирует данные доходные источники ФНС. Но эта служба уделяет основное свое внимание собираемости федеральных и региональных налогов.

Ситуация усугубилась после того, как на 3—4 района стала действовать одна межрайонная инспекция. А на территориях муниципальных районов десятки поселений и соответствующее число жителей. И скажите, какую индивидуальную работу с налогоплательщиками могут обеспечить межрайонные инспекции?

Волей-неволей муниципалитеты вынуждены подменять налоговые службы. Мы работаем с недоимщиками, мы проводим инвентаризацию налоговой базы. Доля НДФЛ в объеме собственных доходов консолидированного бюджета района — 68%, а контроля над его поступлением практически нет. Налог не поступает в полном объеме даже от официально начисленной зарплаты — виной тому недобросовестные налоговые агенты.

То же самое по собираемости других налогов — земельного, транспортного, налога на имущество физических лиц.

А что происходит с юридическими лицами? Банкротство сельхозпредприятий, смена инвесторов, сделки с имуществом зачастую осуществляются без государственной регистрации и без постановки на налоговый учет. Все это ведет к потере налогооблагаемой базы, а в итоге — доходной части бюджета. Поэтому мы вынуждены брать все эти вопросы под свой жесткий контроль.

Конечно, можно сложить руки и жить на дотации. Но мы — не иждивенцы, можем и сами зарабатывать.

— Каким образом?

— Район уже третий год заменяет часть дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из краевого бюджета на дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений от налогов.

Регион предоставляет нам право выбора при определении налогов, на которые заменена дотация. Все дополнительные доходы, полученные в результате замены дотации, остаются в районе. А это немалые средства. Но чтобы дополнительные доходы поступили, нужно очень постараться и постоянно работать с налогоплательщиками.

Пусть не все муниципальные районы и городские округа в крае перешли на такую систему межбюджетных отношений (риски есть в любом новом деле), но я убежден, что новацию нашего краевого министерства финансов в межбюджетных отношениях с муниципальными образованиями нужно закрепить законодательно на федеральном уровне. Муниципалитеты от этого только выиграют. Денег много не бывает, но и лишнего, поверьте мне, местные администрации не возьмут.

Справка

Дополнительные нормативы отчислений по налогам Петровского района по годам:

· 2005 г. — 50,1% от налога на имущество организаций;

· 2006 г. — 20% от НДФЛ, 70% от налога на имущество организаций;

· 2007 г. — 84,4% от НДФЛ.

ИСТОЧНИК: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ