Разведка на выживание

Без интенсивной геологоразведки природных ресурсов основные виды сырья могут иссякнуть уже через 10—15 лет
| статьи | печать

Сбалансированное и рачительное использование богатств российских недр — такова стратегическая задача Долгосрочной государственной программы изучения и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов (МСР) до 2020 года, которая одобрена Правительством РФ в 2005 году и уточняется в нынешнем.

Программа действий и бездействий

Государство и недропользователи стали больше уделять вВставить из Wordнимания проблеме воспроизводства полезных ископаемых, утверждает заместитель министра природных ресурсов Алексей Варламов.

Действительно, в геолого-разведочные работы (ГРР) в 2006 г. вложено свыше 103 млрд руб.: 16 млрд — из федерального бюджета, 1,2 млрд — из средств бюджетов субъектов Федерации, 86 млрд — из внебюджетных источников (собственных и заемных средств недропользователей).

Однако хотя эти средства позволили лучше изучить геолого-геофизические свойства значительной территории России, Арктики и Антарктики, выявить 63 перспективные площади залегания полезных ископаемых и вести исследование 800 месторождений, после 15-летнего провала в финансировании ГРР денег явно недостаточно для полноценного развития сырьевых баз страны.

Заведующий кафедрой Московского государственного геолого-разведочного университета, д.т.н. Евгений Козловский напоминает: «За 17 лет не было открыто ни одного крупного месторождения ни по одному виду минерального сырья, которое бы составляло суть экономики России». И сырье по-прежнему добывается на месторождениях, которые были подготовлены еще в 70-е годы прошлого века.

МПР России отдает приоритет поиску тех МСР, за счет которых страна пополняет бюджет. В 2007 г. при увеличении госфинансирования ГРР на 21% (до 19,8 млрд руб.) в первую очередь средства направят на поиск углеводородов — до 9,4 млрд руб., в том числе на шельфе — 1,2 млрд руб. 15% бюджетных средств будет направлено на ГРР благородных металлов. А уже за ними последуют стратегические ресурсы и важнейшие импортозамещающие ископаемые.

В нынешнем году намечено расширить исследования минерально-сырьевой базы перспективных геолого-экономических районов (358 млрд руб.): Яно-Колымского (золото, серебро, сурьма, олово, уголь);Западно-Верхоянского (серебро, золото);Восточно-Саянского (никель, медь, платина, золото, редкие металлы);Приморского (свинец, цинк, вольфрам, марганец, золото, неметаллы);Чукотского (золото, серебро, уран).

На ГРР, обеспечивающие геополитические интересы России в Арктике и Антарктике, запланировано свыше 1,5 млрд руб.

Углеводороды

В 2006 г. прогнозные ресурсы нефти и газа увеличены до 6400 млн т условного топлива, что в 1,5 раза больше, чем в 2005 г. (4200 млн т). Но, по мнению геологического сообщества, это всего лишь предполагаемые, а не реальные запасы.

Запасы действующих высокопродуктивных углеводородных провинций сегодня выработаны более чем на 50%. Половина новых и действующих месторождений в России с трудноизвлекаемыми запасами. Если прогнозные ресурсы не станут реальными месторождениями, то, по расчетам экспертов, уже к 2020 г. запасы нефти могут быть выработаны более чем на 70%, а к 2030 г. — на 90% и добыча нефти снизится до 120 млн т в год.

Особую сложность приобретает проблема добычи углеводородного сырья с началом строительства трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), первая очередь которого рассчитана на прокачку 30 млн т нефти в год, а вторая — аж 80 млн. При амортизационном сроке 30 лет реально ВСТО обеспечен сырьем всего на 12,5 года. Да и то за счет исчезающих запасов Западной Сибири.

Сегодня геологи активно взялись за Восточную Сибирь и Республику Саха (Якутия). Однако ученые предупреждают, что нефтегазовые моря в этом громадном и неизученном регионе страны пока под большим вопросом. Возможно, что в результате геологических процессов (извержений и землетрясений) еще в древности углеводороды на этих просторах были в значительной степени потеряны. Вся надежда на богатый шельф. Но это уже другая и притом очень дорогая «песня».

Твердые полезные ископаемые

В России 200 млрд т разведанных запасов угля, и сегодня проблема не столько в разведке новых месторождений, сколько в безопасной добыче и рациональном использовании этого богатства.

По данным Комитета СФ по природным ресурсам, Россия располагает третью мировых запасов железных руд, но дефицит железно-рудного сырья составляет около 94 млн т, а к 2010 г. возрастет до 130 млн. При этом, по сообщению Федерального агентства понедропользованию, запасы руды только в Томской области могут достигать 90—110 млрд т.

Пока же низкое качество руд на старых месторождениях и сложные технологические условия их добычи на новых приводят к тому, что сырье приходится завозить из Украины и Казахстана.

Геологи утверждают, что в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке общероссийские запасы алмазов (80%), олова (92%), сурьмы (50%), золота и серебра (более 30%), свинца (10%).

Сейчас ГРР в регионе ведутся на 300 объектах по 40 видам полезных ископаемых, в том числе по 17 стратегическим. На юге Красноярского края и в Иркутской области открыты зоны с промышленными рудами никеля, меди и сопутствующими им платиноидами,которые станут хорошей альтернативой выбывающим рудам норильских месторождений. Расширены границы Яно-Колымского золотоносного района, а также сырьевая база сурьмы в Республике Саха (Якутия) и Забайкалье. Выявлены новые алмазоносные трубки в Архангельской области. Расширен потенциал золота, титана, циркония, неметаллических полезных ископаемых в Северо-Кавказском регионе.

Урал, Западная Сибирь и Курская магнитная аномалия все еще имеют определенный задел. Вместе с тем Оленегорский ГОК обеспечен запасами всего на 15 лет, а Кировогорский — на 20. Через 12—13 лет будут полностью отработаны богатые руды в карьерах Михайловского и Стойленского ГОКов.

Россия не имеет разведанных запасов металлургических сортов хромитов. Потребность в олове почти на треть превышает его производство. Вольфрамодобывающие рудники обеспечены запасами в среднем на 34 года.

В перспективе удовлетворение потребности в меди может быть обеспечено за счет освоения гигантского Удоканского месторождения в Читинской области. В стране имеется достаточно крупная сырьевая база редких и редкоземельных металлов.

Актуальным остается проведение геолого-разведочных работ в районах действующих предприятий для доразведки флангов и глубоких горизонтов на отрабатываемых месторождениях Нерчинского, Садонского, Алтайского ГОКов, ПО «Дальполиметалл», а также выявление новых месторождений богатых свинцово-цинковых руд в этих и других перспективных районах — Бурятии, Приморья, Красноярского края, Алтая.

Однако, по расчетам экспертов, темпы ГРР в перспективных российских кладовых не обеспечивают простое воспроизводство минерально-сырьевой базы, и без решения этой проблемы рентабельные месторождения основных видов сырья в РФ могут иссякнуть уже через 10—15 лет: никеля — к 2018 г., меди — к 2016 г., цинка — к 2011 г., олова — к 2015 г. Дефицит мощностей добычи кобальта возникнет до 2012 г., россыпного золота, серебра и меди — до 2010 г., цинка и свинца — до 2008 г.

Острота ситуации усугубляется длительностью геолого-разведочных циклов и сроков строительства горнодобывающих предприятий, основные фонды которых были благополучно проданы в Китай в качестве металлолома.

Расчеты и просчеты

Для стимулирования освоения месторождений Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) ФЗ от 27.07.2006 № 151-ФЗ введен льготный режим налогообложения. Но, по мнению заместителя руководителя агентства «Сибнедра» Леонида Саленкова, «...бизнес отпугивают длительные сроки окупаемости геологоразведки (7—10 лет)». Для сравнения: при добыче нефти ГРР окупаются за 2—3 года. Поэтому компании, проводящие ГРР, вправе рассчитывать на особый подход к налогообложению их бизнеса.

Не обойтись и без серьезного участия государства в исследовании и разработке сырьевых ресурсов. Но власть в расчете на сторонних (иностранных) инвесторов и торги намерена вложить в ГРР до 2020 г. всего 255 млрд руб. — по 19 млрд в год.

Заместитель руководителя Федерального агентства по недропользованию Владимир Бавлов выразил позицию МПР России: «Нам представляется оптимальным сегодняшнее распределение обязанностей, когда государство принимает на себя риски первых стадий геолого-разведочных работ с передачей выявленных перспективных участков для дальнейшего изучения (в том числе и разведки) недропользователям».

Складывается парадоксальная ситуация: государство ограничивает свой вклад, регионы не стремятся повысить изученность собственных территорий, а добывающие предприятия готовы финансировать ГРР в больших, чем сегодня, объемах только на своих лицензионных участках, но не спешат детально изучить недра за их пределами.

Дело в том, что предприниматели заинтересованы в ГРР как в этапе извлечения сырья и превращения его в товар, государственная же система предоставления права пользования недрами столь бюрократизирована и громоздка, а процедура оформления документов столь длительна, что отбивает всякую охоту искать источники сырья на стороне.

Кроме того, представители компаний и геологического сообщества возмущены произволом чиновников, которые всемерно тормозят процесс освоения минерально-сырьевых ресурсов страны своим отчаянным мздоимством и традиционным безразличием к чужому делу.

Справка

В недрах России сосредоточено 30% мировых запасов природного газа, 50% алмазов, 25% запасов никеля, 17% олова, почти 10% запасов нефти.

К сведению

Высший горный совет России из нынешней ситуации с ГРР минерально-сырьевых ресурсов делает выводы:

· нужно усилить внимание со стороны государства к вопросам развития минерально-сырьевого комплекса Сибири и Дальнего Востока. Но пока этот процесс по большей части формальный, и ему пора придать организационно-системный характер;

· необходимо учитывать социальные последствия, связанные с закрытием предприятий минерально-сырьевого комплекса после исчерпания ресурсов, и обеспечивать диверсификацию производства в старых горнодобывающих регионах;

· государству необходимо выявить перспективные геологические комплексы и проекты, составить их свод и конструктивно поддержать;

· освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока должно вестись в едином комплексе с развитием инфрастуктуры и перерабатывающих отраслей, не только с планом размещения трудовых ресурсов, но и перспективой их перераспределения после исчерпания запасов;

· для эффективного освоения восточных регионов сил Министерства природных ресурсов явно недостаточно. Нужен специальный полномочный орган во главе с авторитетным лидером;

· система налогообложения недропользования должна учитывать особенности ресурсной базы. Все инвестиционные проекты должны иметь четко обоснованные условия реализации и окупаемости;

· необходимо ввести в практику работы Правительства РФ, Совета Федерации и Госдумы регулярные совместные обсуждения актуальных вопросов освоения восточных регионов страны.