Налетай — подешевело?

на 1,5—5% снизил Сбербанк ставки по кредитам для физлиц
| статьи | печать

В мае Сбербанк снизил ставки по своим розничным кредитным продуктам, пытаясь если не увеличить, то хотя бы сохранить свою долю рынка потребкредитования. Однако подобная мера вряд поможет старейшему банку страны сохранить свои позиции на рынке. Ведь его условия предоставления кредита до сих пор остаются крайне консервативными. Кроме того, выполняя указание Центробанка, другие банки будут вынуждены также подкорректировать свою кредитную политику.

 

Замах на рубль…

Снижение ставок по основным кредитам для физлиц в основном затронуло те кредитные продукты банка, которые напрямую связаны с реализацией национальных проектов. Помимо этого, по ипотечным кредитам банк существенно удлинил сроки кредитования — с 20 до 30 лет, сохранив при этом действующие ставки.

Со 2 мая 2007 г. ставка Сбербанка по наиболее популярным рублевым ипотечным кредитам составляет в зависимости от условий от 10,25% (ранее — от 11,8%), по автокредитам — от 9% (ранее — от 11,5%). Кроме того, Сбербанк России принял решение о существенном снижении ставки по «Образовательному кредиту» в рублях — с 17% до 12% годовых. Примерно на таком же уровне в настоящее время находятся ставки и по валютным продуктам.

Революционным изменением на рынке кредитов подобную меру назвать конечно же нельзя. Тем более что основные конкуренты Сбербанка могут похвастаться и более низкими ставками, особенно по валютным кредитам. А вот явные и скрытые комиссии у конкурентов банка действительно впечатляют. По некоторым программам коммерческих банков разного рода комиссии и сборы утяжеляют размер кредита до 20—30%. В Сбербанке же традиционно условия получения кредитов не предусматривают ежемесячную уплату комиссий за ведение ссудного счета, запрет или штрафы за досрочное погашение, обязательное требование о страховании жизни заемщика.

Напомним, что летом 2006 г. Сбербанк уже снижал ставки по рублевым потребительским кредитам в среднем на 2%. При этом ставки по валютным продуктам были повышены до 2%. Тогда эта мера не очень помогла банку в деле сохранения за собой существующей доли рынка, которая к началу текущего года снизилась с 44% до 37%.

 

Упреждающий удар

Вероятность того, что другим банкам из десятки лидеров отрасли удастся очень быстро обойти Сбербанк, достаточно высока. Известно, что фактор «размера банка» и надежности не играет существенной роли при принятии решения о получении кредита. Гораздо важнее для клиента стоимость продукта, условия получения и банковский сервис.

А вот что касается условий получения и банковского сервиса, то здесь Сбербанку, как говорится, похвастаться нечем. Тем не менее у него до сих пор имеется широкая клиентская база, потому что:

·       банк обладает глобальной филиальной сетью по всей стране, и зачастую у потенциального клиента, особенно из отдаленных регионов страны, просто нет другого выбора,

·       большая группа населения, в основном старших возрастных категорий, до сих пор по традиции продолжает обслуживаться в Сбербанке. То есть численно клиентская база если и не растет, то и сильно не уменьшается.

 

Когда нет идей

Однако последнее время Сбербанку все сложнее бороться за новых заемщиков, которых, с одной стороны, довольно активно привлекает его собрат по госучастию — ВТБ24, а с другой — агрессивные лидеры экспресс-кредитования, такие как «Хоум Кредит» или «Русский Стандарт». Вот где настоящие простота, быстрота оформления и сервис, да еще такие, что многие клиенты начинают задумываться о «цене вопроса» в лучшем случае только в момент первого платежа.

Тот факт, что Сбербанк принципиально не участвует в программах экспресс-кредитования, с одной стороны, работает на репутацию банка как солидного консервативного финансового учреждения, а с другой — серьезно сдерживает его кредитную политику. Так, после размещения собственных бумаг банк имеет избыточную ликвидность, которую нужно как можно скорее «пристроить в хорошие руки». Ведь заявленные планы по использованию на кредитование 230 млрд руб., собранных в ходе размещения допэмиссии, скорее должны подтолкнуть менеджмент банка к поиску новых идей и стратегий на рынке. А их нет и скорее всего не будет, пока банк не займется улучшением качества обслуживания клиентов и упрощением процедуры получения кредита.