К сетевой готовности будьте готовы!

| статьи | печать

Молодцы все-таки датчане. Их хоть среди ночи растолкай, они мигом готовы к сетевой готовности. Мало в чем по этой части им уступают шведы, сингапурцы, финны… У нас с такой готовностью дела, мягко говоря, похуже. Это следует из доклада Всемирного экономического форума, выпустить который ему помогла международная школа бизнеса INSEAD. Но, как говорится, еще не вечер.

Сколь огромно влияние высоких информационных технологий на развитие современной цивилизации, спорить нечего. А потому всякой стране крайне важно знать, каков у нее уровень обладания ими, чтобы не потерять свое место под солнцем.

Выверять эти знания уже шестой год помогает государствам исследование Всемирного экономического форума, в котором выявляются сильные и слабые места разных стран в сфере высоких технологий и выставляется оценка достигнутому ими уровню прогресса. Итогом усилий ВЭФ становится доклад о глобальных информационных технологиях, содержащий, в частности, рейтинговую таблицу, в которой то или иное государство может оценить свои успехи.

Оценка выставляется в виде так называемого Индекса сетевой готовности, который, пожалуй, можно еще назвать Индексом информационно-технологического развития. Выводится он на основе трех критериев. Это условия для развития в конкретной стране технологий, далее — степень готовности ее населения, предприятий и органов власти пользоваться технологическими преимуществами и участвовать в информационном процессе, наконец, сколь реально они используют эти технологии.

Итак, в последнем исследовании ВЭФ Россия среди 122 стран заняла 70-ю строчку. Можно, конечно, усомниться в справедливости более высоких мест в рейтинге, к примеру, Тринидада и Тобаго, Ботсваны и некоторых других государств, но согласимся, что принципиально это на общий расклад не влияет — по каждому из названных критериев нам, мягко говоря, еще предстоит потрудиться. Удовлетворимся пока, что по сравнению с 2005 г. Россия поднялась на две ступеньки, значит, сложа руки мы все же не сидели.

Страна сохраняет свою главенствующую роль в инновационной деятельности, имеет одну из лучших в мире систем высшего образования, демонстрирует высокий уровень взаимодействия с промышленностью и чрезвычайно эффективную, очень благоприятную для процветания сектора ИТ рыночную среду, говорится в комментарии к докладу ВЭФ. Нет, это не о нас. Так международные эксперты как бы извиняются перед США, которых опустили в рейтинге с первого на седьмое место.

Но истина, известно, превыше всего. А она сегодня такова, что лидирует по Индексу сетевой готовности Дания, за нею примостились Швеция, Сингапур, Финляндия… Заметим, однако, что в лидирующей десятке большинство – страны не только по-всякому развитые, но еще и небольшие по числу населения и по площади территории. В смысле мобилизовать им сетевую готовность должно быть попроще, нежели нам, с нашими бескрайними «медвежьими углами» на базе выдающегося экономического погрома в 90-е годы.

А потому, думается, пока полезнее меряться информационно-технологическим уровнем с более-менее себе подобными. Вот действительно неприятно, что в четверке БРИК мы прилично подотстали от Индии, Бразилии и Китая. Утешает, правда, что в отличие от них Россия пару позиций все-таки прирастила, а не потеряла, как они (-4, -1 и -9 соответственно).

Стоит, наверное, оценивать свой уровень и относительно братьев наших бывших – все-таки из одного, так сказать, технологического гнезда выпорхнули. Прибалтов, пожалуй, в расчет брать не будем — им и в советские-то времена старались лучших «червячков» подбрасывать, а нынче их совсем уж обустраивают по западным стандартам. Что же касается остальных, то тут мы во главе компании. Из товарищеских чувств отметим, однако, что в прошлом рейтинге Казахстан был заметно, на 12 позиций, выше России, а теперь тремя строчками ниже. Какая-то «плата» в сетевой готовности «перегорела» и у Армении, опустившейся с 86-го на 96-е место.

Впрочем, все эти рейтинговые взлеты и падения на ус мотать, конечно, надо, но и относиться к ним критически тоже не мешает. К примеру, те же Штаты просели в списке «из-за относительного ухудшения политической и нормативной среды». Словом, быть «хорошими мальчиками» полезно для любых западных рейтингов. Главное же, что мы реально «точаем» для подъема собственного уровня информационно-технологического развития.

Так, если за 2003 г. объем российского рынка информационных технологий вырос на 20,3% — до 213 млрд руб., то на начало прошлого года он перевалил за триллион — рост в 4 с лишним раза. По прогнозам Ассоциации «Интернет и бизнес», рынок интернет-услуг в России в нынешнем году способен удвоиться относительно прошлого года до 800 млн долл. Вспомним о начатых нацпроектах, создаваемых под инновации особых зонах, технопарках, наконец, о Федеральной целевой программе «Электронная Россия».

Заглянем, кстати, на ее сайт. На 1 апреля к Интернету подключено на 1420 образовательных учреждений больше, чем по плану. Более 70% подключаемых в этом году школ находятся в сельской местности и в тех самых «медвежьих углах». В частности, вопреки несладкой погоде с опережением графика ведутся работы в Камчатской области, Корякском и Чукотском АО.

Так держать и надо. Последовательно и с опережением. Только не для отчетной галочки или красивого рейтинга. Для себя позарез надо. А тогда, дайте срок, любым западным спецам в любое время на вопрос: «Что там, в России, с сетевой готовностью?» мы их по-пионерски угомоним: «Всегда готовы!»