Молчание – золото

Контроль над использованием инсайдерской информации — основа цивилизованного финансового рынка
| статьи | печать

Развитие финансового рынка поставило перед обществом вопрос о регулировании использования инсайдерской информации. Дело в том, что акционер или инвестор, привилегированно владеющий такой информацией о компании, имеет на финансовом рынке преимущество перед акционерами и инвесторами, получающими ее только в режиме общего доступа.

В рекомендованном к применению Распоряжением ФКЦБ от 04.04.2002 № 421/р Кодексе корпоративного поведения отмечается, что незаконное использование инсайдерской информации способно нанести существенный ущерб акционерам и повлечь за собой значительные негативные последствия для финансового состояния хозяйственного общества и его деловой репутации, а также нанести вред российскому фондовому рынку в целом.

Между тем от того, каковы условия на финансовом рынке, зависит инвестиционная привлекательность страны. Для решения обозначенного вопроса Правительством РФ разработан законопроект «О злоупотреблениях на организованных финансовых и товарных рынках». Возможно, уже в ближайшее время он будет внесен в ГД РФ.

 

Информация для избранных

Законопроект направлен на обеспечение рыночного механизма ценообразования на организованных финансовых и товарных рынках. Его цель — способствовать развитию указанных рынков, их международной конкурентоспособности, укреплению доверия к ним инвесторов.

Предмет регулирования в законопроекте не ограничивается отношениями по использованию инсайдерской информации, хотя  именно они составляют его костяк. Законопроект содержит также нормы, регламентирующие иные способы манипулирования ценами, в том числе на товарных рынках.

Законопроект впервые вводит понятие инсайдерской информации, раскрывает основные ее признаки.

Под инсайдерской информацией понимается точная по своему характеру нераскрытая информация, касающаяся прямо или косвенно одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, производителей товара либо самих товаров и финансовых инструментов, а также иная информация, раскрытие которой может оказать существенное воздействие на цены финансовых инструментов и товаров.

Таким образом, для того чтобы информацию можно было отнести к инсайдерской, она должна обладать в совокупности следующими признаками:

1) быть точной;

2) прямо или косвенно касаться эмитентов, управляющих компаний, производителей товаров или самих товаров и финансовых инструментов;

3) быть нераскрытой. Если инсайдерская информация передана неопределенному кругу лиц (в том числе, через СМИ, Интернет), она перестает быть инсайдерской;

4) раскрытие такой информации способно повлечь значительные отклонения цен финансовых инструментов и товаров. Критерии значительности отклонения цен должен установить федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков (далее — ФСФР).

К инсайдерской информации не относятся исследования и оценки в сфере организованных финансовых и товарных рынков, выполненные на основе общедоступной информации. Не относятся к ней и основанные на общедоступной информации рекомендации и предложения по осуществлению операций с финансовыми инструментами и товарами.

 

Инсайдеры: кто они?

Законопроект определяет круг лиц, относящихся к инсайдерам. Их условно можно разделить на две категории:

·        лица, имеющие доступ к инсайдерской информации в силу своей деятельности (назовем их первичными инсайдерами): эмитенты, управляющие компании, производители товара, организаторы торговли, клиринговые организации, депозитарии, кредитные организации, обеспечивающие расчеты по сделкам, иные профессиональные участники рынка ценных бумаг, аудиторы, оценщики, сотрудники организаций, лица, занимающие должности в органах управления организаций (члены совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии и т. д.), информационные агентства и иные лица, осуществляющие раскрытие информации на законных основаниях, государственные и муниципальные служащие, сотрудники Центробанка России и другие;

·        лица, получившие инсайдерскую информацию от первичных инсайдеров, в том числе их супруги, близкие родственники, усыновители (усыновленные), иные лица, получившие такую информацию помимо воли первичных инсайдеров случайно или в результате правонарушения.

Законопроект предполагает ведение списков инсайдеров. Однако некоторые юристы опасаются, что включение кого-либо в такой список может повредить его деловой репутации, так как термин «инсайдер» отчасти носит негативный оттенок.

Предлагается ввести запрет до момента раскрытия на использование инсайдерской информации для осуществления операций с финансовыми инструментами. До момента раскрытия запрещается также передача инсайдерской информации третьим лицам и дача последним основанных на ней рекомендаций. Исключение предусмотрено только для целей поддержания цен на ценные бумаги (в каких случаях должно действовать это исключение — установит Федеральная служба по финансовым рынкам — ФСФР России).

Инсайдерская информация подлежит обязательному раскрытию. Считается, что она раскрыта, если обеспечен доступ к ней неограниченного круга лиц.

Эмитенты будут раскрывать инсайдерскую информацию в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» для освещения информации в форме сообщений о существенных фактах. Для остальных порядок раскрытия установит ФСФР России.

 

Рынок не место для манипуляций

В законопроекте предусмотрен запрет действий, относящихся к манипулированию рынком. В результате таких действий повышается, понижается или поддерживается цена финансового инструмента или товара, предложение или спрос на данные инструменты или товары либо объем торгов ими, что позволяет лицу или нескольким лицам получить прибыль, избежать убытков или извлечь иную выгоду.

К таким действиям законопроект предлагает отнести, например, распространение через СМИ, Интернет и другими способами заведомо ложных или вводящих в заблуждение сведений. Если сделка с финансовым инструментом или товаром будет совершена по цене, имеющей существенное отклонение от текущей цены на торгах либо других существенно отклоняющихся вследствие предварительной договоренности цен, такая сделка тоже будет признана манипулированием. К указанным действиям относится также и совершение в течение одного дня одной или нескольких сделок, не соответствующих конъюнктуре рынка, если при этом владелец финансовых инструментов и товаров не меняется. К манипулированию рынком отнесены и многие другие недобросовестные и вводящие в заблуждение участников рынка действия.

 

Контроль и ответственность

Основную контрольную функцию за соблюдением режима инсайдерской информации и ограничением манипулирования ценами на финансовых и товарных рынках законопроект предполагает передать ФСФР России. Эта служба будет заниматься нормативным правовым регулированием и выявлять нарушения законодательства в данной сфере. Для этого ей будут даны широкие полномочия.

ФСФР России будет проводить соответствующие проверки, запрашивать любую информацию, необходимую для предупреждения, выявления и пресечения нарушений в данной сфере. По результатам проверок будут выдаваться обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений. Чиновники смогут принимать решения о приостановлении действия или об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Также ФСФР России сможет подавать в арбитражный суд иски о применении последствий сделок, совершенных с нарушением требований законодательства о злоупотреблениях на организованных финансовых и товарных рынках. Для нарушителя такой иск может обернуться взысканием в доход государства всей полученной по сделке выгоды (прибыли или убытка, которого удалось избежать).

Кроме этого, законопроект обязывает организацию-инсайдера иметь внутреннего контролера (структурное подразделение либо должностное лицо). Предусмотрено и право саморегулируемых организаций осуществлять соответствующий контроль.

Ответственность за нарушение законодательства о злоупотреблениях на организованных финансовых и товарных рынках в законопроекте прописана лишь в общих чертах. Связано это с тем, что установление уголовной и административной ответственности за использование инсайдерской информации и манипулирование рынком предполагается установить позже, путем внесения соответствующих изменений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях.

В случае если незаконное использование инсайдерской информации или осуществление манипулирования рынком причинили вред третьим лицам, последние имеют право получить возмещение от тех, кто его причинил.

В целом следует отметить, что, несмотря на очевидную полезность и своевременность появления законопроекта «О злоупотреблениях на организованных финансовых и товарных рынках», некоторые его положения все еще требуют доработки. Так, законопроект содержит очень длинные и сложные для восприятия нормы, нередко при регулировании опирается на оценочные понятия, некоторые нормы могут иметь двусмысленное толкование. Однако данные недостатки можно устранить в процессе юридической шлифовки законопроекта в Федеральном Собрании РФ.

 

Откуда взят термин «инсайдерская информация»?

Концепция инсайдерской информации (от англ. insider information) и ограничения ее использования были впервые введены в Законе о фондовых биржах в 1934 году в США. В европейских странах попытки законодательного урегулирования деятельности с использованием инсайдерской информации были предприняты во второй половине XХ века. И уже после издания Европейским союзом в 1989 году Директивы 89/592 по инсайдерской торговле национальные законодательства стран — членов Евросоюза были постепенно приведены в соответствие с ней.

Мировая практика определяет инсайдерскую информацию как информацию, не являющуюся общедоступной (нераскрытую общественности, привилегированную), способную в случае ее раскрытия оказать значительное влияние на рынок ценных бумаг (на стоимость ценных бумаг, финансовых инструментов). Лица, имеющие доступ к такой информации, называются инсайдерами.

Использование инсайдерской информации до ее раскрытия общественности с целью личного обогащения или помощи в этом другим является незаконным и наказуемым вплоть до уголовной ответственности.