Европейские перспективы ФТС

| статьи | печать

Навести порядок на границе, избавить ее от внешнеторгового криминала и создать благоприятные условия для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности — такова задача взаимодействия таможенных служб России и Европейского союза.

 

С 1 января 2007 г. в России введена новая форма грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, соответствующая требованиям Единого административного документа (ЕАД) Европейского союза. Унификация российских таможенных документов с европейскими требованиями и внесение необходимых поправок в Таможенный кодекс РФ позволят России поставить вопрос о присоединении к двум важным конвенциям ЕС: «Об упрощении формальностей в торговле товарами» (1987 г.) и «О процедуре общего транзита» (1987 г.).

Таким образом, на общем экономическом пространстве России и ЕС реализуются:

·        Принцип однократного представления транзитной декларации в таможне страны отправления в электронной безбумажной форме.

·        Система упрощенных процедур для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности и для отдельных видов транспорта.

·        Надежная система обеспечения уплаты таможенных платежей.

·        Эффективная процедура административного взаимодействия по взысканию таможенной задолженности.

Однако многокилометровые пробки со стороны ЕС на границе РФ с Латвией, Эстонией и Финляндией свидетельствуют, что темпы модернизации российской пограничной таможенной инфраструктуры отстают от темпов роста нашего внешнеторгового оборота.

Поэтому ФТС сегодня форсирует работу по передаче предварительной информации с упрощенными формальностями для законопослушных участников внешнеторговой деятельности. Внедряет на границе современные технические средства таможенного контроля, включая стационарные и мобильные инспекционно-досмотровые комплексы для контроля контейнеров и большегрузных автомобилей. Занимается оптимизацией контролирующих органов в режимной зоне пункта пропуска.

Обладая предварительной информацией о товарах, таможня может ограничиться выборочным контролем. Это позволит сократить время таможенного оформления товаров на границе до считанных минут, увеличить пропускную способность пограничных пунктов пропуска.

Кстати, у ФТС имеется хороший опыт установления подобных «зеленых коридоров» с таможенной службой Финляндии и в определенной степени с таможенной службой Швеции. Например, на Выборгской таможне после введения «коридора» грузовой поток вырос за год на 26%.

В сентябре 2007 г. ФТС и таможенная служба Бельгии запускают пилотный проект по реализации стандартов безопасности, принятых Всемирной таможенной организацией. К нему приглашают присоединиться таможни крупнейших торговых партнеров России — Польши и Украины.

Скоординированная работа по внедрению стандартов безопасности идет и в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), объединяющего Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан.

ФТС инициирует реализацию ключевых перспективных направлений взаимодействия России и Европейского союза в таможенных делах: сближение таможенного законодательства и таможенных процедур с акцентом на таможенный транзит; сотрудничество во внедрении стандартов безопасности ВТО и упрощение мировой торговли с акцентом на предварительное информирование; развитие приграничной таможенной инфраструктуры.

 

Справка

Европейский союз — крупнейший внешнеторговый партнер РФ. На долю ЕС приходится более 50% российского внешнеторгового оборота и около 70% накопленного иностранного капитала в экономике России. Доля России во внешней торговле ЕС приближается   к 10%.

Правовая основа взаимодействия РФ и ЕС — Соглашение о партнерстве и сотрудничестве и Протокол № 2 к нему, а также утвержденные в мае 2005 г. «дорожные карты» по общему экономическому пространству и по общему пространству свободы, безопасности и правосудия.