Открывая зарубежный счет

Валютное регулирование
| статьи | печать

В последнее время зарубежные банки стали доступнее для российского бизнеса. Однако в либерализации валютного законодательства не так-то просто разобраться, о чем свидетельствуют письма наших читателей.

 

Ситуация. Организация собирается открыть счет в иностранном банке за пределами России. Существуют ли в настоящее время особенности открытия таких счетов в зависимости от того, в каком государстве находится банк? В каком документе содержится официальная информация о «льготной» категории стран? Грозит ли какая-то ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ за неуведомление налогового органа об открытии заграничного счета?

 

1 Порядок открытия счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, установлен ст. 12 Закона от 10.12.2003 № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон). С 1 января 2007 г. он действует с внесенными в него изменениями. Однако п. 1 и 2 ст. 12 Закона продолжают действовать в прежней редакции. Эти нормы предусматривают, что резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). При этом они обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) таких счетов (вкладов) не позднее месяца со дня заключения или расторжения соответствующего договора с иностранным банком по установленной форме. Формы уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации утверждены Приказом ФНС России от 10.08.2006 № САЭ-3-09/518@.

Возникает вопрос: в каком же порядке должны открывать резиденты счета в странах, не являющихся членами названных международных организаций?

До 1 января 2007 г. действовала ст. 18 Закона, предусматривающая предварительную регистрацию в инспекции счета, открываемого в зарубежном банке. Правила осуществления такой регистрации были утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.10.2005 № 623. Согласно Указанию ЦБ РФ от 04.05.2005 № 1574-У эти правила распространялись на резидентов (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), открывающих счета (вклады) в банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами ОЭСР и ФАТФ.

В настоящее время ст. 18 Закона не действует, в связи с чем названные Постановление Правительства РФ и Указание ЦБ РФ утратили силу. Поэтому можно сделать вывод, что сейчас правило об уведомительном порядке открытия счетов в зарубежных банках применяется вне зависимости от того, в каком государстве расположен банк. В то же время разрешительный порядок, который был предусмотрен данной статьей Закона, уже не действует.

Следовательно, банковские счета в странах, не входящих в ОЭСР и ФАТФ, можно открывать также без ограничений, с последующим уведомлением об этом налоговых органов в течение месяца. То, что п. 1 и 2 ст. 12 Закона продолжают выделять порядок открытия счетов в определенных государствах, можно отнести к несовершенству законодательной техники.

 

2 Также необходимо отметить, что перечень операций, которые могут осуществляться по счетам, открытым резидентами в банках, расположенных в странах, входящих в ОЭСР и ФАТФ, шире по сравнению с перечнем операций по счетам, открытым в других государствах. На счета резидентов, открытые в банках «льготных» стран, могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет. Поэтому вопрос о документах, содержащих официальную информацию о членах данных международных организаций, продолжает оставаться актуальным.

 

СПРАВКА

В настоящее время можно руководствоваться перечнями, содержащимися в Письме ФНС России от 08.08.2006 № ШТ-6-09/777@.

Членами ОЭСР являются: Австралия, Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Республика Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты, Словакия, Турция, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Япония.

Членами ФАТФ являются: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Германия, Гонконг, Греция, Дания, Европейская комиссия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Россия, Сингапур, Совет стран сотрудничества Персидского залива, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Южная Африка, Япония.

 

3 Пункт 1 ст. 126 НК РФ предусматривает, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. К ответственности, предусмотренной данной нормой, можно привлечь налогоплательщика за невыполнение предусмотренной подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ обязанности письменно сообщать в инспекцию об открытии или закрытии счетов в течение семи дней со дня совершения таких действий.

Налоговики разъясняют, что, поскольку Закон не относится к налоговому законодательству, резидента нельзя привлечь к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в инспекцию уведомления об открытии или закрытии счета за границей. К этому аргументу можно добавить следующее. В подпункте 1 п. 2 ст. 23 НК РФ не указано прямо, что речь идет об обязанности сообщать об открытии или закрытии счетов именно в банках, расположенных в России. Однако существует специальная норма, устанавливающая ответственность за нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации. Это ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ, предусматривающая за такое правонарушение наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ; на должностных лиц — от 50 до 100 МРОТ; на юридических лиц — от 500 до 1000 МРОТ. Поэтому в данном случае следует применять именно эту специальную норму. Такой вывод, в частности, подтверждается Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 12.01.2007 № А56-20890/2006.