Одипломировать с пригодностью к работе

свыше 15 млн (23%) специалистов с высшим образованием и около 20 млн (33%) со средним профобразованием заняты в хозяйственном комплексе страны
| статьи | печать

Ученые Экспертного института РСПП провели исследование проблем среднего и высшего специального образования. «ЭЖ» предлагает краткое изложение аналитического доклада «Реформа высшей школы: предмет, задачи, ориентиры».

 

Образование, тем более специальное, — дело не только государства, но и делового сообщества, которое должно быть экспертом качества, а также активным участником его развития. Бизнес нуждается в притоке грамотных и компетентных специалистов, без которых невозможно процветающее предприятие. Однако определились следующие проблемы, решение которых невозможно без участия всех заинтересованных слоев общества:

·       структура подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях не соответствует потребностям рынка труда;

·       качество молодых специалистов остается невысоким;

·       происходит кадровое старение ряда отраслей экономики, куда молодежь идет неохотно;

·       большинство действующих образовательных стандартов не соответствует требованиям работодателя;

·       информационно-технологическая база образования не удовлетворяет современным требованиям и потребностям студентов;

·       деловое сообщество и государство слабо координируют свои действия в процессе образования.

 

Рынок не требует жертв

Плохо, если люди платят деньги за образование, а потом не могут найти работу по специальности; не лучше, когда государство платит дважды — за обучение и за переподготовку специалиста, чтобы его трудоустроить.

Если в 1995 г. в стране от общего числа студентов «коммерческих» было всего 10%, то сегодня их 56%. Однако сейчас основные заказчики, реально оплачивающие образование, — сами учащиеся и их родители. Как не парадоксально, несмотря на прагматичный подход к выбору специальности, качество профориентации остается весьма низким.

Конечно, рассчитать до тонкости потребности экономики и возможности сферы образования непросто. Однако очевидно, что пришло время выстраивать согласованную систему профориентации на государственном, региональном и отраслевом уровнях.

Государственный заказ должен формироваться по территориально-отраслевому принципу на основе стратегических планов развития регионов. При этом нужно учитывать, что потребность в кадрах на перспективу 5—10 лет могут определить только сверхкрупные и крупные предприятия. Поэтому уже на этом этапе должны быть учтены кадровые интересы среднего и малого бизнеса, а также государственного и муниципального управления, образования, здравоохранении и других бюджетных сфер.

Образовательные стандарты

За прошедшие 1,5—2 десятка лет на рынке труда изменились реальные требования практически по всем специальностям. Но они не отразились в профессиональных стандартах. А следовательно, нет четких требований к процессу обучения. И в результате, как говорится: что заказываем, то и получаем — специалиста с дипломом, но без реальной готовности выполнять конкретную работу.

Чиновники просят представителей бизнеса, отраслевых объединений, предпринимателей самих взяться за подготовку профессиональных стандартов. Это в основе своей правильно, но абстрактно — для реализации идеи нужно как минимум иметь описание стандарта.

Эту работу должно все же инициировать, проводить и контролировать государство — начав с себя: с создания профессиональных стандартов в бюджетной сфере. В нашей стране это более 40% работников.

 

Электронный учебник

Альтернатива традиционному учебному процессу, учебникам и методичкам сегодня — это электронные информационные ресурсы. Однако качество использования студентами информации из Интернета очень низко. Необходимы кардинальные шаги по созданию системы общедоступных электронных образовательных программ, которые, на наш взгляд, должны включать в себя:

·       электронные версии базовых учебников и учебных пособий по основным дисциплинам;

·       электронные версии монографий ведущих ученых по актуальным проблемам науки;

·       электронные версии академических журналов, выходящих в реальном времени;

·       электронные версии диссертаций (по рекомендации диссертационных советов);

·       электронные версии конспектов лекций по основным дисциплинам ведущих ученых;

·       электронные версии статистических справочников, выходящих в реальном времени;

·       электронные учебные медиа- ресурсы;

·       электронные версии методических материалов.

Решающее значение имеют доступность, своевременность и гарантированное качество информации.

 

Бизнес-ментор

Экономике и стране как воздух необходимо участие успешного бизнеса в образовательном процессе. Бизнес — аккумулятор основного интеллектуального капитала современного общества. Реальный бизнес и реальное производство всегда опережают систему образования и профессиональной подготовки.

Практики же, руководители преуспевающих предприятий весьма неохотно сотрудничают с вузами. Исключение составляют пенсионеры. Виной этому и низкая зарплата, и низкий статус преподавания. Этот порочный круг не может быть разорван в сложившейся системе, где вуз работает сам по себе в отрыве от отраслевых НИИ и производственных структур отрасли.

Создание федеральных, отраслевых и территориальных университетских научно-образовательных комплексов может обеспечить функционирование системы непрерывного образования, подготовки кадров разной квалификации исходя из требований рынка, открытость образовательных систем, переход с одного уровня образования на другой.

Наиболее оптимальным для стабильного развития системы высшего образования в России, по всей видимости, будет создание отраслевых и региональных учебно-научных объединений, университетских комплексов, в которые кроме учебных заведений войдут государственные, отраслевые и академические научно-исследовательские центры.

Системный подход обеспечит высокое качество отбора абитуриентов, обучения студентов, целенаправленную подготовку специалистов в соответствии с требованиями рынка труда, промышленности и научных организаций. Образовательные комплексы решат вопросы получения второго высшего образования, повышения квалификации, подготовки научных кадров в аспирантуре и докторантуре.

Чтобы увязать все в единую систему, необходимо сформировать «вертикаль социального заказа»: от государства и бизнеса — к вузам, от вузов — к средней школе, от средней школы — к школе начальной.

Большинство региональных среднесрочных планов социально-экономического развития разрабатываются исходя из анализа местных кластеров и возможности их развития. В этих документах не обойтись без статьи о профессиональной подготовке кадров. И здесь основными исполнителями должны быть региональные университетские комплексы, которые надо создавать по наиболее эффективной сквозной и открытой образовательной системе — от ПТУ и вузов до послевузовского образования.

 

К сведению

В РФ более 2650 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, 2,1 млн студентов, 123 тыс. штатных преподавателей.

В Российской Федерации 1038 государственных вузов. Количество высших учебных заведений за последние 15 лет увеличилось на 67%, а студентов — в 2,5 раза.