Виртуальная декларация

| статьи | печать

Представление деклараций в электронном виде перестало быть делом вкуса. Теперь определенная категория налогоплательщиков обязана отчитываться перед налоговиками, используя телекоммуникационные каналы связи. Обсуждая это новшество, ответим на вопросы, возникшие у читателей.

 

Статья 80 НК РФ в прежней редакции предусматривала возможность представления налоговой декларации как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Налогоплательщик сам выбирал способ представления этого документа.

С 31 января 2007 г. вступили в силу изменения, внесенные Законом от 30.12.2006 № 268-ФЗ (далее — Закон) в названную статью, п. 3 которой предусматривает, в частности, следующее.

Налогоплательщики, среднесписочная численность которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок предоставления информации, отнесенный к государственной тайне, не предусмотрен законодательством.

В то же время п. 6 ст. 5 Закона оговаривает, что приведенное положение применяется до 1 января 2008 г. в отношении налогоплательщиков, у которых среднесписочная численность работников за 2006 год превышает 250 человек.

Среднесписочная численность работников должна определяться согласно Постановлению Росстата от 20.11.2006 № 69, утвердившему Порядок заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации». Этот Порядок вводится в действие, начиная с отчета за январь 2007 года.

Пунктом 3 ст. 80 НК РФ также установлено, что сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Форма представления таких сведений будет утверждена ФНС России.

Согласно п. 7 ст. 5 Закона налогоплательщики, у которых среднесписочная численность работников за 2006 год превышает 250 человек, представляют сведения о среднесписочной численности за этот год в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя) в течение одного месяца со дня вступления в силу данного Закона. Учитывая, что он начал действовать с 31 января 2007 г., такие налогоплательщики должны представить сведения до 28 февраля 2007 г.

 

Как быть вновь созданным в 2007 году налогоплательщикам, численность работников которых превышает 250 человек, как представлять декларацию?

 

По нашему мнению, на таких налогоплательщиков не распространяется обязанность представлять декларации в электронном виде. Ведь в п. 6 ст. 5 Закона они не упомянуты. Однако не исключено, что у налоговиков на этот счет будет иное мнение.

 

Распространяются ли новые требования на организацию, если у нее среднесписочная численность работников превышает 250 человек только с учетом работников обособленных подразделений?

 

Минфин РФ в Письме от 29.12.2006 № 03-02-07/1-364 на основании положений ст. 80 НК РФ и Закона разъяснил, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения и среднесписочная численность работников которой за 2006 год превысила 250 человек в целом по организации (вне зависимости от фактической численности работников в ее обособленных подразделениях), обязана в 2007 году представлять декларации в электронном виде. С этим следует согласиться.

 

Нужно ли будет представлять сведения о среднесписочной численности работников налогоплательщикам, у которых такая численность за предшествующий календарный год не превысила 100 человек?

 

Да, нужно, поскольку приведенные положения ни для кого не делают исключения.

 

Должна ли организация представлять декларации по налогу на имущество в электронном виде по месту регистрации своей недвижимости, расположенной в разных регионах?

 

Условием представления деклараций в электронном виде является превышение установленного предела среднесписочной численности работников. Если предел превышен, то у налогоплательщика возникает обязанность в отношении всех деклараций (расчетов) независимо от мест его налогового учета.

 

Каким нормативным актом определена технология представления деклараций в электронном виде?

 

Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее — Порядок) утвержден Приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169. Он предусматривает, в частности, следующее.

Участниками информационного обмена в данном случае являются налогоплательщики или их представители, налоговые органы, а также специализированные операторы связи. Представление декларации в электронном виде допускается при обязательном использовании сертифицированных Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте РФ средств электронной цифровой подписи (ЭЦП).

 

СПРАВКА

Электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для его защиты от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭЦП и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

(Закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Обэлектронной цифровой подписи»)

 

С целью защиты информации, содержащейся в декларации, при передаче ее по каналам связи применяются средства криптографической защиты, сертифицированные указанным агентством. При представлении декларации налоговый орган обязан ее принять и передать налогоплательщику квитанцию об этом, представляющую собой полученную декларацию, подписанную ЭЦП уполномоченного лица налогоплательщика, заверенную ЭЦП уполномоченного лица налогового органа.

Следует учитывать, что Порядок должен применяться в части, не противоречащей действующей редакции ст. 80 НК РФ. Так, в настоящее время устарело его положение о том, что представление декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки.

Можно также назвать Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее — Рекомендации), утвержденные Приказом МНС РФ от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@.

 

Чем подтверждается дата представления декларации в электронном виде?

 

Согласно п. 4 ст. 80 НК РФ при передаче такой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата отправки.

В соответствии с п. 4 разд. II Порядка датой представления декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

Пунктом 6.7.2 Рекомендаций предусмотрено, что в течение суток с момента отправки декларации налогоплательщик получает:

·        квитанцию о приеме декларации в электронном виде;

·        протокол входного ее контроля;

·        подтверждение оператора.

 

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.10.2006 № А05-5492/2006-20

Специализированный оператор связи выдал ЗАО подтверждение с указанием даты представления декларации в электронном виде и протокол входного контроля. Инспекция сочла дату представления не подтвержденной со ссылкой на то, что подтверждение не подписано ЭЦП данного оператора. Суд счел довод налогового органа несостоятельным, поскольку он противоречит п. 4 разд. II Порядка.

 

Каким форматам должны соответствовать декларации в электронном виде?

 

Приказом МНС РФ от 22.12.2003 № БГ-3-13/705@ утвержден Формат представления налоговых деклараций, который содержит общие требования. На его основе разработаны и утверждены приказами МНС РФ и ФНС РФ форматы в отношении установленных налогов. Таких форматов более ста. Так, например, состав и структура показателей декларации по налогу на прибыль утверждены Приказом МНС РФ от 25.08.2004 № САЭ-3-13/477@, приказами ФНС РФ от 30.12.2004 № САЭ-3-13/195@, от 24.03.2005 № САЭ-3-13/111@, от 07.03.2006 № САЭ-3-13/132@.

 

Следует ли декларацию в электронном виде дублировать декларацией на бумажном носителе?

 

Статья 80 НК РФ такого требования не содержит, а п. 6 разд. I Порядка прямо предусмотрено, что при представлении декларации в электронном виде налогоплательщик не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе.