«Молчуны» говорунам не верят

На пенсию надейся, а сам не плошай
| статьи | печать

То, что пенсионная реформа зашла в тупик, думается, очевидно всем. И в апреле 2007 года на заседании Правительства РФ предполагается обсудить комплекс мер по совершенствованию пенсионной системы. Их разработкой занимаются одновременно Минфин, Минздравсоцразвития и Минэкономразвития. Что выйдет — посмотрим. Пока же поле для творчества выглядит уныло. Попробуем разобраться почему.

 

Предложения Минздравсоцразвития, сводящиеся к тому, чтобы с 2008 г. направлять часть поступающих накопительных взносов «молчунов» (граждан, не принявших решение о переводе своих накоплений в частные управляющие компании (УК) или НПФ) на выплату текущих пенсий, были вывешены на официальном сайте министерства 2 февраля и сразу получили негативные комментарии как со стороны других членов Правительства, так и в прессе.

Вскоре глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов отыграл ситуацию назад. «Я не предлагаю ликвидировать накопительную пенсионную систему», — сказал он журналистам, пояснив, что «молчунам» предлагается перераспределить эти накопления в страховую часть пенсии, с тем чтобы они «не обесценивались». «До того момента, как гражданин осознает, что он готов взять на себя ответственность за инвестирование, государство будет индексировать накопления на уровне не ниже инфляции. Когда он созреет — пусть забирает эти деньги и переводит, куда хочет», — сказал министр.

Лидер «Единой России» Борис Грызлов заявил в тот же день, что его партия выступает за сохранение накопительной пенсионной системы и добровольные отчисления работников в НПФ в размере 2% от заработной платы. Чтобы обеспечить пенсионные выплаты на уровне не ниже 40% от зарплаты (в настоящий момент они не превышают 26%), спикер Госдумы предлагает внедрить накопительную систему в новом виде, то есть, по его словам, необходимо «экономически стимулировать действующих работников направлять до 2% своей заработной платы в накопительную систему, которую будут реализовывать частные пенсионные фонды».

В этом случае государство возьмет на себя финансирование базовой части пенсии до 6% от заработной платы работника. Понятно, что в предвыборный год от представителя «партии власти» не стоит ждать непопулярных предложений. Вопрос лишь в том, как это сработает на практике.

Напомним, до 2002 г. в России действовала распределительная система, когда все средства, направляемые на пенсионное обеспечение, сразу распределялись между гражданами, достигшими пенсионного возраста. После реформы эти денежные потоки было решено разделить на три части: базовую, страховую и накопительную, причем последняя стала поступать на индивидуальный лицевой пенсионный накопительный счет.

Эти «длинные» деньги предполагалось инвестировать в экономику, чтобы стимулировать население к формированию своей будущей пенсии. Кроме того, надеялись, что граждане, лично заинтересованные в большем количестве денег на «личных пенсионных счетах», начнут кампанию против «серых» зарплат. Рассылка Пенсионным фондом «писем счастья» имела в том числе цель — простимулировать работников требовать от работодателей заплатить налоги.

Однако возникло несколько проблем, в том числе базовая для любых российских реформ, требующих участия населения, — общее недоверие населения к этим реформам. Это можно проиллюстрировать данными Левада-Центра за 2006 г., согласно которым 66% граждан на вопрос «Как вы думаете, есть ли у нынешнего Правительства России продуманная экономическая программа действий?» заявили, что реальной программы нет (еще 10% опрошенных затруднились с ответом).

Проблему доверия усугубило «выкидывание» в 2004 г. из пенсионной реформы работающих граждан до 1967 г. р. Тогда население поняло, что «личный» пенсионный счет на самом деле не такой уж «личный» и государство может в любой момент забрать его обратно. Так что 95% работающих граждан попросту промолчали, решив, видимо, не тратить силы на попытки разобраться в пенсионной системе.

Объем денег «молчунов» быстро нарастал, и в результате 267 млрд руб. оказались аккумулированы на счетах ВЭБ. В то же время, по данным экспертов, в распоряжении негосударственных УК и НПФ оказалось только 6,5 млрд руб. При этом инвестиционные возможности ВЭБ узки: по закону он имел право на 80% пенсионных денег покупать ОФЗ, а на остальные 20% — еврооблигации.

Доходность и тех и других ценных бумаг мизерна. Более того,поскольку количество пенсионных денег с 2002 г. росло быстрее, чем государственный долг России, уже в среднесрочной перспективе госбумаг, в которые можно было бы инвестировать средства, на всех «молчунов» не хватит. Вторым моментом, связанным с доверием, была возможность граждан полностью распоряжаться своими средствами, «накопленными» на личных пенсионных счетах.

По статистике средняя продолжительность жизни мужчин в России сейчас равняется 57,8 года, в то время как пенсионный возраст наступает в 60. Таким образом, среднестатистический мужчина до пенсии попросту не доживает. Может ли он завещать свою пенсию детям? Сейчас по закону можно передавать только накопительную часть, для чего следует подать заявление в районное управление ПФ до наступления страхового случая, то есть до назначения пенсии. Однако законодатели пока так и не разработали порядок выплаты этих средств наследникам. Проблема в том, что хотя этот процесс и похож на обычный, однако наследство — это имущество, находящееся в собственности умершего, а в данном случае пенсионные средства — собственность государства.

В результате всех этих неучтенных факторов не сработал мощный государственный пиар по дискредитированию «серых» зарплат. Граждане по-прежнему считают, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Не в последнюю очередь из-за таких настроений в России стремительно растут цены на жилье: граждане видят во вложениях в недвижимость единственный способ обеспечить себе нормальное существование в старости за счет сдачи помещения в аренду или последующей перепродажи. Как сказал недавно на «круглом столе» в ТПП РФ член Общественной палаты Вячеслав Глазычев, «проблемы можно решать только в комплексе, а для этого надо учиться видеть всю картину».

Времени на «комплексный подход» осталось не так много — не за горами выборы. Пока же разговоры о провале пенсионной системы в очередной раз подорвали доверие людей к проводимым Правительством реформам. Впрочем, с учетом того, что его почти и не было, ни народ, ни Правительство ничего не потеряли.

 

Интересно

 

Все взаимосвязано: нацпроект «Доступное жилье» буксует из-за того, что недвижимость превратилась в финансовый инструмент. Если бы граждане убедились, что пенсионная реформа работает, может быть, и квартиры перестали бы дорожать.