«Научитесь делать добро!»

ВЕЛИКОПОСТНАЯ ПРОПОВЕДЬ
| статьи | печать

Семь недель поста, стоящие преддверием Пасхи Христовой — лестница, по которой христиане должны восходить к духовным совершенствам.

Каков же должен быть наш пост, чтобы он был спасителен для нашей души? Первое условие нашего поста — незлобие. Человеку гордому, строптивому недоступны утешения истинного поста. Когда душу нашу одолевают злые воспоминания, когда сердце волнуется чувством гнева, мести и ненависти, то мы не постимся. В этом состоянии человек, хотя бы уста его и повторяли слова молитв, не замаливает свой грех, но усугубляет его! В этом состоянии человек — раб страсти. Истинный же пост возбуждает в душе чистейшие, благороднейшие чувства любви. Кротость и уступчивость — это первые одеяния христианского поста. Умение сдержать гневный порыв, отдалить от себя зависть и соперничество, навык поступиться своими правами — это есть первое начало поста христианского.

Продолжая идти в том же направлении, человек должен выработать в себе еще одно ценное качество — снисходительность. В забывчивости о своих недостатках мы часто являемся грозными к человеческим проступкам. Горьким словом, презрительным взглядом мы унижаем личность другого человека. Это есть грех, который губит любовь нашей души. Благо тому, кто в дни поста успеет сокрушить в себе этот грех и на его место водворит в душе благожелательность, дружескую услужливость и другие свойства. Таким образом, главное условие поста — приобретение человеком любви к человеку.

Второе условие поста изображено в словах Христа: когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры (Мф. 6, 16). Лицемеры соблюдают пост напоказ, а не для Бога. Они хотят, чтобы другие их считали постниками, а не для того, чтобы постом расположить свою душу к добрым делам. Лицемерный пост оскорбляет Бога, отвращает Его любящее око от человека.

Третье условие христианского поста это постоянное мысленное обращение человека к небесному счастью, приобретенному для нас Иисусом Христом. Мы должны постоянно молиться и думать о том, как бы получить Небесное Царство. Молитва наша, и общественная, и частная, есть просьба этого Царства. Но чаще всего наша жизнь явно отрицает это стремление. У человека является странное несогласие с самим собой.

Это зависит от простой причины — от того, что многие из нас слабо и неопределенно представляют себе небесные блага. Мы, привыкшие вести расчеты только с настоящей действительностью, похожи на людей, которые утоляют жажду мутной и гнилой водой. Но это удовлетворение незаметно несет за собой ослабление и расстройство сил. Душа человеческая не может быть довольна настоящим, ограниченным, чувственным. Ей необходимо блаженство не на время, но навсегда. Когда мы истинно любим, нам хочется любить не на срок, но вечно. Временное обладание — это эгоизм, чувство, недостойное человека.

Когда мы смотрим на небо, на прекрасный луг, на шумящий лес, то всегда в душе является не столько радости, сколько томления. Душа чего-то ищет, куда-то стремится, облекается в думы и воспоминания, скорбит и изнемогает. Мы слушаем вой бури, гром тучи, пение, музыку и испытываем то же самое — вместе и радость, и печаль. Что же все это значит? Это значит, что бессмертный дух наш, прикованный к страстной плоти, заключенный в суету и безобразие, слышит тогда стройный голос своей отчизны, видит, хотя неясно, красоту небесного блаженства, вспоминает свой вечный рай. И так нужно смотреть на все чувственные наслаждения; это суть подобия вечного блаженства, напоминания о нем и призывание к нашему небесному отечеству…

В дни поста мы услышим грозный голос пророка Исаии о настоящем посте, угодном Богу: «Отымите лукавство от душ ваших, перестаньте лицемерить, научитесь делать добро, избавьте обидимого, приютите сироту, утешьте вдовицу». К этому же призывает в своих песнопениях и Святая Церковь: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне. Разрешим всякий союз неправды...».

Итак, будем поститься не телесно только, а главным образом духовно... Очистим свой ум бесстрастием, сердце — чистотой и волю — неуклонным исполнением своих христианских и человеческих обязанностей. Да послужит всем нам пост «в крепость и здравие души и тела». Аминь!

(По творениям прот. Валентина Амфитеатрова)