Не съест, так понадкусывает

на уровне 31 трлн 220 млрд руб. планируется объем ВВП в 2007 финансовом году
| статьи | печать

«ЭЖ» в № 40 подняла проблему целесообразности «налоговой дойки» бизнеса и граждан, когда огромные средства государство неэффективно «маринует» в Стабфонде и в виде бюджетного профицита. Фактически Правительство выступает в роли скряги, который «сам не съест, но понадкусывает». Сегодня, вдохновленные параметрами главного финплана страны на 2007 г., эту тему развивают ученые.

 

Основные параметры нового 2007 финансового года впечатляют: объем валового внутреннего продукта (ВВП) планируется на уровне 31 трлн 220 млрд руб., запланированный рост потребительских цен составит 6,5—8%. Но самое интересное — это параметры основного финансового плана страны: доходы федерального бюджета увеличились до 6 трлн 965,3 млрд руб. (22,3% от ВВП), а расходы — до 5 трлн 463 млрд руб. (17,5% ВВП). В итоге превышение доходов над расходами (профицит) федерального бюджета РФ запланировано на уровне 1 трлн 501,8 млрд руб. (4,8% ВВП). Если к этому добавить планируемые еще 21 марта 2006 г. (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2006 № 399-р) основные параметры Стабилизационного фонда РФ, то картина выглядит, мягко говоря, странной. Так, планируемые показатели Стабфонда, который с 2004 г. формируется за счет дополнительных доходов от экспорта углеводородов, должны составить на конец 2006 г. 2 трлн 99,21 млрд руб., на конец 2007 г. — 3 трлн 67,04 млрд руб. и на конец 2008 г. — 4 трлн 60,43 млрд руб.

Обратим внимание на соотношение «отложенного спроса» федерального Правительства и его текущих расходов. Так, если в 2006 г. доля Стабфонда составляла около половины всех расходов федерального бюджета (2 трлн 99,21 млрд руб. и 4 трлн 270,11 млрд руб.), то уже к 2008 г. это соотношение возросло до 4/5 (4 трлн 60,43 млрд руб. и 5 трлн 621,62 млрд руб. соответственно).

Постараемся дать теоретическую интерпретацию такого странного явления, как профицит федерального бюджета РФ и сформированного на базе высоких доходов от экспорта нефти Стабфонда, который находится в ведении исполнительной власти страны (Министерства финансов и Центрального банка РФ).

Государство как общественный институт возникло только потому, что это понижает трансакционные издержки функционирования субъектов. Речь идет об основной его функции — служить интересам хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств, за что они и перераспределяют в его пользу часть национального дохода в виде налоговых платежей. Основное назначение финансовых ресурсов в руках государства — эффективно их распределять между предпринимателями, организациями и домашними хозяйствами. Только в этом и заключается смысл существования и основная цель органов центральной власти.

Таким образом, расходы государства, или, иными словами, функции (служения интересам хозяйствующих субъектов), — главный показатель его эффективности. Речь в данном случае не может идти о неиспользовании какой-то части получаемых доходов, поскольку они государству не принадлежат, а выделены теми, чьим интересам оно предназначено служить верой и правдой.

Ситуация, которая складывается с 2000 г. с доходами и расходами федерального бюджета РФ, просто парадоксальная. Хозяйствующие субъекты и домашние хозяйства должны перераспределять в пользу государства свои доходы в таком объеме, чтобы позволить ему планировать профицит федерального бюджета. Возникает серьезный вопрос: зачем?

 

Есть несколько вариантов ответов.

 

1 Население и производители страны имеют очень высокие доходы, ВВП растет стабильно — темпами больше 7% в год, на этом основании почему бы не подкинуть дополнительно средств любимому государству? Однако в нашей стране иная ситуация, стабильного роста ВВП не получается, инфляция достаточно высокая, среднего класса нет и вряд ли в ближайшее время он появится, 80% основных фондов страны физически и морально износилось, а заменить их новым оборудованием может едва ли половина всех предприятий, поскольку остальная половина хронически некредитоспособна.

2 Государство может оправдать профицит, если готовит широкомасштабные инвестиционные вливания в формирование наукоемкой «неоэкономики» и ему требуются колоссальные финансовые ресурсы. Но и этого не происходит, поскольку до сих пор нет четко разработанной промышленной политики.

Тогда что же мы делаем? Мы методично формируем финансовую базу государства, которое будет не столько служить интересам своих «благодетелей-налогоплательщиков», сколько за их счет превращаться (и уже это делает) в рантье, паразитирующего на здоровом теле своих «подданных».

Не случайно Оксана Дмитриева, депутат Госдумы РФ, упоминает, что из 233 стран, по которым имеются соответствующие данные, стабилизационные фонды формируются или формировались лишь в 17 странах. Причем ни одна из них не характеризовалась внушительными достижениями в сфере повышения социального уровня населения.

Не пора ли поставить вопрос о кардинальном сокращении налоговых платежей в стране за счет ликвидации бюджетного профицита и использования средств быстрорастущего Стабфонда. А инфляционный навес, который традиционно связывают с механизмом Стабилизационного фонда, скорее всего для непонимающих, что государство должно служить интересам своих граждан. В этой связи оно должно больше тратить на нужды населения и производителей и иметь бюджетный дефицит, как во всех цивилизованных странах, а не наживаться за счет низкодоходного большинства своих граждан, наращивая профицит бюджета.

Не следует забывать, что такое несправедливое перераспределение доходов налогоплательщиков в пользу государства происходит на фоне низких пенсий, роста расходов населения на ЖКХ, негативного качества страхового медицинского обслуживания, растущей доли платного среднего и высшего образования, торможения инвестиций в промышленное производство и растущего недоверия населения государству.

 

Планируемые показатели Стабфонда

На конец 2006 г. — 2 трлн 99,21 млрд руб.

На конец 2007 г. — 3 трлн 67,04 млрд руб.

На конец 2008 г. — 4 трлн 60,43 млрд руб.