Вся власть — вертикали кибернетики!

до 80% муниципальных образований не способны самостоятельно отстаивать свое место под солнцем
| статьи | печать

России нужна многоуровневая система математических моделей градостроительного и экономического прогнозирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Местное самоуправление — это низовой уровень управления, от работоспособности которого зависит эффективность и конкурентоспособность всей российской экономики. Именно на это указывают ст. 12, 130—133 Конституции РФ. Но они, к сожалению, перечеркиваются нашим законодательством в области местного самоуправления, что подрывает экономические и психологические основы российского федерализма. Поэтому нужна срочная корректировка подходов к трактовке основных понятий.

Муниципальная реформа охватывает всю жизнедеятельность местного сообщества. Значит, необходимо сформулировать критерии эффективности местного самоуправления, условия его реализации, определить его верхний территориальный уровень и низовой территориальный уровень государственной власти, создать информационный обмен между муниципалитетом и бизнесом, а также между местным самоуправлением и государственной властью.

Пришло время фискальную «продразверстку» межбюджетных отношений менять на «продналог».

Один из вопросов, на который нужно обратить внимание, — это отработка технологии взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Она будет одинаково полезна федеральному центру и управленцам на местах, различным консалтинговым фирмам и научным центрам, поскольку часть советников и экспертов в погоне за заказами потеряла различие между состояниями — «я думаю» и «я думаю, что я думаю».

В создании технологии такого взаимодействия возможны три подхода: административно-командный, либерально-рыночный и кибернетический.

Наилучшим вариантом видится кибернетический подход, суть которого можно определить тезисом: «Темпы социально-экономического развития страны, уровень социальной напряженности, степень доверия и уважения к власти зависят от того, насколько все уровни власти обеспечивают настройку экономического, миграционного, демографического и прочих видов «поведения» каждого жителя каждого муниципалитета на единый конечный результат функционирования страны».

Только в этом случае могут быть реализованы три фундаментальных общечеловеческих принципа функционирования страны.

Суть первого из них заключается в том, что ни один социальный слой и ни одна территориальная общность людей не должны получать дополнительную выгоду за счет ущерба другим. Согласно второму — каждому жителю страны должно быть выгодно только то, что способствует достижению в кратчайшие сроки оптимального сочетания текущих и долговременных национальных интересов.

И, наконец, третий принцип предполагает, что согласование личных, корпоративных, местных, региональных и общегосударственных интересов должно достигаться за счет личной материальной ответственности каждого управленца — от менеджера предприятия и мэра до депутатов всех уровней — за нанесенный ущерб принятым или своевременно не принятым решением.

Чем полнее реализуются эти принципы, тем меньше суммарная ресурсоемкость национальной экономики и выше ее эффективность и конкурентоспособность.

Поэтому законодательство должно распределить сферы деятельности таким образом, чтобы государство выявляло закономерности системной организации страны и определяло роль каждой местности, местное самоуправление настраивало поведение субъектов рынка на постоянное повышение своего вклада в реализацию выявленных закономерностей, а территориальное общественное самоуправление (как специфическая форма власти и управления), обеспечивало благоприятный психологический климат.

В этом заинтересованы все субъекты хозяйственной деятельности.

Во-первых, органы местного самоуправления с помощью федерального центра смогут определить наиболее эффективные направления использования своего природного, демографического, историко-культурного и производственного потенциала.

Во-вторых, федералы по согласованию с местной властью установят наиболее целесообразные соотношения распределения ожидаемых инвестиций между субъектами Федерации и городами.

В-третьих, государство путем изменения кредитной, налоговой и бюджетной политики обеспечит такое состояние экономического пространства страны, которое настроит местных и внешних инвесторов на соблюдение намеченных планов по изменению отраслевых и территориальных пропорций производства и расселения.

Естественно, что эта общая схема при всей своей внешней простоте никогда не будет реализована в виде единого вычислительного процесса. Здесь понадобятся разные упрощения, но во всех случаях у всех уровней власти остаются обязательства друг перед другом.

Инструментальной основой проведения указанных расчетов и сопоставлений является многоуровневая система математических моделей градостроительного и экономического прогнозирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, которая, к сожалению, до сих пор в стране не разрабатывается.

Такая схема информационных потоков (взаимных обязательств) устанавливает для каждой территории наиболее приоритетные направления в общероссийском разделении труда, позволяет органам местного самоуправления без вмешательства государственных чиновников самостоятельно находить оптимальные решения по развитию своей территории.

В этом принципиальное отличие кибернетического подхода к управлению от административно-командного, подобного слону в посудной лавке, и от либерального, похожего на действия распоясавшегося хулигана.

Чрезвычайно важно, чтобы местное самоуправление при определении государством направлений развития конкретного муниципального образования оперативно давало оценку, а орган государственной власти высказывал мнение относительно последствий решений каждого из муниципалитетов для всей страны. Только такие действия позволят улучшить федеральное, региональное и местное правовое поле.

Чем быстрее будут совершенствоваться законы, тем скорее в России появится саморегулирующаяся, самоорганизующаяся и самонастраивающаяся на процветание система. А главное — уменьшится социальная база для коррупции и спадет социальная напряженность. Вектор же действующего законодательства уничтожает экономические основы местного самоуправления и обрекает до 4/5 муниципалитетов (из-за низкой рыночной цены земли в том числе) на превращение их в экономическую пустыню.

В законодательном обеспечении муниципальной реформы нет мелочей. Малейшая лазейка грозит огромным материальным и моральным ущербом. Исключить их можно только силой коллективного разума ученых, практиков и просто граждан. Поэтому мы просим читателей «ЭЖ» высказать конкретные предложения по совершенствованию законодательной базы.

Из Конституции РФ

  • В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12).

  • Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (п. 2 ст. 130).

  • Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (п. 1 ст. 132).

Законы должны способствовать:

  1. всемерной активизации населения для повышения вклада каждого муниципального образования в ускорение социально-экономического развития страны;

  2. выработке у чиновников всех уровней ответственного подхода к принципу эквивалентных отношений между государственной властью и местным самоуправлением; местным самоуправлением как выразителем интересов народа и бизнесом; между муниципалитетами; между индивидами и местным сообществом.