Сохранится ли Содружество?

лишь 10% из более чем 1600 решений, одобренных в рамках СНГ, были реализованы
| статьи | печать
Сохранится ли Содружество?

В настоящее время СНГ представляет собой аморфную, малоэффективную  организацию, члены которой выполняют лишь те из совместно принятых решений, которые они считают выгодными для себя. Из более чем 1600 решений, одобренных в рамках СНГ за  его 15-летнюю историю, лишь 10% были реализованы!

 

За годы реформ существенно сократилось экономическое сотрудничество бывших республик СССР. Удельный вес взаимного обмена в общем товарообороте стран СНГ сейчас составляет порядка 30%, тогда как в 1991 г. этот показатель равнялся примерно 60%. В последнее десятилетие третьи страны занимают все большую долю в обороте внутренних рынков стран СНГ, на них приходится возрастающая часть экспорта стран Содружества..

Современное состояние СНГ и его малая эффективность в значительной мере обусловлено комплексом объективных и субъективных причин. Причем последний фактор играл не последнюю роль. Российское руководство не уделяло должного внимания вопросам сотрудничества России с государствами СНГ, особенно в первоначальный период рыночной трансформации. Более того, среди властных структур преобладала точка зрения, что экономическое взаимодействие со странами СНГ для России ничего, кроме дополнительных издержек, принести не может.

Руководство других стран СНГ (кроме Казахстана), так же как и России, полагало, что национальные внешнеэкономические приоритеты лежат в сфере торгово-экономических связей со странами дальнего зарубежья, в первую очередь с промышленно развитыми государствами.

В результате государства Содружества не уделили должного внимания выработке экономических механизмов развития их интеграционного взаимодействия. Вступая на путь реформирования экономики на рыночных началах, Россия и остальные члены Содружества не имели сколько-нибудь проработанной концепции развития хозяйственных связей со странами СНГ, превратившимися в самостоятельные субъекты мирового хозяйства.

В 1993 г. был заключен договор о создании Экономического союза, в котором был схематично скопирован опыт построения  Европейского союза. При этом страны СНГ вознамерились пройти все этапы развертывания экономической интеграции за 10 лет. В то же время известно, что западноевропейским странам, для того чтобы проделать путь от двустороннего к глубокому многостороннему сотрудничеству в его высших формах (общий рынок труда, товаров, услуг, капиталов и формирование валютного союза), понадобилось более 50 лет.

Иллюзии относительно возможности быстрой (в течение 10 лет) реализации принципиальных положений договора об Экономическом союзе быстро улетучились. С середины 1990-х гг. возобладала концепция разноскоростной интеграции, поскольку не все страны СНГ были готовы к реализации подписанных в 1993—1994 гг. соглашений на условиях, диктовавшихся Россией.

В январе 1995 г. было заключено соглашение о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией. В конце января к нему присоединился Казахстан, в 1996 г. — Киргизия и в 1998 г. — Таджикистан. В марте 1996 г. Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия подписали договор об углублении интеграции между своими странами в экономической и гуманитарной областях. В рамках концепции разноскоростной интеграции в апреле 1996 г. было подписано соглашение об образовании Сообщества России и Белоруссии (в 1997 г. оно трансформировалось в Договор о Союзе России и Беларуси).

Позже на постсоветском пространстве появились альтернативные объединения. Это отражало неудовлетворенность стран СНГ ходом реализации подписанных ранее интеграционных соглашений и, в частности, договоренности о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Летом 1997 г. Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия в Страсбурге подписали Меморандум о создании новой организации (ГУУАМ), нацеленной на расширение сотрудничества и создание транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия. В 1998 г. было учреждено Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), в которое вошли Узбекистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.

Суть новой линии России в отношении государств СНГ заключается в том, что сотрудничество в первую очередь развивается с теми из партнеров, кто проявляет реальную заинтересованность в более тесной интеграции.

В отличие от прошлого приоритет в отношениях СНГ теперь был подкреплен зримыми результатами усилий последних лет: развитием Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), развитием сотрудничества в рамках Союзного государства России и Белорусии, превращением Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в полноценную международную организацию безопасности и двусторонних отношений России со странами постсоветского пространства.

В ЕврАзЭС учреждена более строгая система санкций за нарушение обязательств, чем в СНГ. Например, за невыполнение обязательств по внесению взносов в бюджет ЕврАзЭС может последовать процедура исключения из интеграционного сообщества.

В рамках ЕврАзЭС ставятся задачи достижения глубокой экономической интеграции, к чему не удалось даже приблизиться в СНГ. Намечается завершение создания зоны свободной торговли, ставится задача построения Таможенного союза, обеспечения беспрепятственного движения в пространстве ЕврАзЭС товаров, услуг, труда и капитала. В перспективе намечено создание Валютного союза.

Следует отметить, что продвижение по пути интеграции сталкивается с объективными трудностями, обусловленными разным уровнем экономического развития стран-участниц, несходством институциональных структур и структур производства. В частности, трудности обнаруживаются при согласовании единого внешнего тарифа для создания ТС. Например, Таджикистан и Киргизия, практически не имеющие собственного машиностроения, не заинтересованы в тарифной защите рынка машиностроительной продукции. Для остальных участников ЕврАзЭС, напротив, желательно в той или иной мере регулировать импорт машин и оборудования с помощью таможенных пошлин.

В конце 2005 г. произошло важное событие, укрепляющее ЕврАзЭС. Страны Центрально-Азиатского сообщества (ЦАС) приняли решение в полном составе вступить в Евразийское сообщество. Учитывая, что члены ЦАС — Казахстан, Киргизия и Таджикистан — уже работали в рамках ЕврАзЭС, это означает, что в союз вступает Узбекистан — крупное государство Центральной Азии: на долю страны с населением 25 млн человек приходится 6,4% от объема промышленного производства СНГ. Это серьезно усиливает экономические и геополитические позиции ЕврАзЭС.

Подписанное позже, в сентябре 2003 г., Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП), участниками которого стали Беларусь, Казахстан, Россия и Украина, отражало существовавшие в то время мало обоснованные иллюзии, что в рамках нового интеграционного проекта можно активизировать экономическое и политическое сотрудничество Украины с Россией.

Представляется, что одним из главных направлений интеграционного сотрудничества в рамках СНГ является концентрация усилий на интеграционном строительстве в рамках ЕврАзЭС, а также реформирование всего СНГ в стиле ЕврАзЭС. Это неизбежно приведет к сокращению числа членов СНГ и ликвидации СНГ в том виде, в каком оно есть в настоящее время.